Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Политика и экономика в России и Мире > Новости Российской политики и экономики

Новости Российской политики и экономики Обсуждение политических и экономических событий, связанных с Россией

Ответ
 
Опции темы
Старый 11.04.2013, 12:05   #1
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Юрий Болдырев о "стратегическом аудите"

Юрий Болдырев о "стратегическом аудите"
Сегодня официально опубликован новый закон о Счетной палате. Подан он как великий прорыв, мол, полномочия Палаты расширены, и, одновременно, расширены полномочия и фракций парламента, чуть ли ни оппозиции. И, конечно, теперь это будет постоянно действующий орган…
Стоп. А что, разве раньше он был не постоянно действующий?
Смотрим в старый закон – тоже постоянно действующий орган. И тоже нельзя было приостановить работу Палаты даже и при роспуске Думы. Значит, вопрос не в том, что какие-то журналисты что-то недопонимают. Если все дружно «недопонимают» и не могут сравнить новое со старым, то в нашей системе это означает только одно – дана высочайшая установка – подавать новый закон как прорыв.
То же и с «расширением полномочий» Палаты. Внимательно вчитываюсь в закон, вижу, что термин «контроль» во вводных и постановочных разделах заменен на термин «аудит (контроль)». Затем по тексту про эту важнейшую «инновацию» периодически забывают, и в главе третьей в функциях Палаты мы встречаем уже лишь прежний «контроль» - безо всякого супер-инновационного «аудита».
Далее десяток потрясающих формулировок, например:
- «аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации» (пункт 2 статьи 5),
- «развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации» (п.5 статьи 5 нового закона),
- «Реализация планов Счетной палаты должна учитывать последовательность оценки результатов финансового аудита (контроля), аудита эффективности и стратегического аудита» (п.4 статьи 33).
Кто-нибудь может расшифровать и перевести на русский язык это чудо затуманивания сути посредством игры в псевдонаучные канцеляризмы?
Но если бессмысленная словесная шелуха так щедро разбрасывается по тексту федерального закона, значит, она для чего-то нужна? Может быть, эта шелуха призвана что-то прикрыть?
Главное: где же расширение полномочий?
Вот, кажется, нашел: «обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции» (п.9 статьи 5).
Ну, слава богу – а то я раньше думал, что вся деятельность Счетной палаты для чего-то совсем другого, к пресечению коррупции, причем, не вообще где-нибудь в пресловутом Урюпинске, а на самом высшем государственном уровне, отношения не имеющего…
Но вернемся к «расширению полномочий». Посмотрите сами задачи (ст.5), функции (ст.13) и полномочия (ст.14) Палаты. Чего там только нет, вплоть до всякого рода разнообразной «организации взаимодействия». Но в задачах вместо четкого и ясного «контроль за управлением федеральной собственностью» (напомню, по Конституции управление федеральной собственностью - это прямое полномочие правительства), мы видим что-то, скажем так, мутноватое: «определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;» (п.3 статьи 5 закона). Подпадает ли под это «высоконаучное» определение и то элементарное и жизненно необходимое, что вправе ждать от Счетной палаты общество – контроль за деятельностью правительства страны в сфере управления всей нашей колоссальной госсобственностью, включая наши недра, средства резервных и прочих фондов и т.п.? Может быть, да. А, может быть, и нет. Но зачем же оставлять столь важные вопросы, требующие сугубой ясности, на усмотрение того или иного состава суда, самым недвусмысленным образом зависимого у нас от президента? Не говоря уже о том, что даже если опасения напрасны и все самое сущностное под эти лукавые формулировки подпадает, тем не менее, никакого «расширения» полномочий Палаты в этом, разумеется, нет – в исходный закон 1995-го года мы, несмотря на мощное тогда противодействие ельцинской администрации и «реформаторского» правительства, эту ключевую суть заложили, причем четко, ясно и недвусмысленно. Благодаря чему, собственно, общество и получило информацию и о пресловутых «кредитно-залоговых аукционах», и о ходе реализации соглашений о разделе продукции на сахалинском шельфе (и о масштабах ущерба России от этих соглашений), и об утрате контроля страны за стратегической собственностью, включая важнейшие оборонные предприятия, и об итогах приватизации в целом, и о нарушениях и злоупотреблениях в Центральном банке и судьбе «антикризисного» транша МВФ в 4,5 млрд. долл. в 1998-м году, и о целенаправленно созданной схеме в Эрмитаже, позволяющей подменить вывозившиеся за рубеж экспонаты, т.п.
В то же время, добавлены «функции» вроде «проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета» (п.5. статьи 13). Что это? Ответ: перевод в мелкотемье. Но ведь для этого у самой исполнительной власти на всех ее уровнях более чем достаточно своих внутренних контрольных органов, начиная с Контрольного управления президента…
Поясню: если бы это было сформулировано как право, а не обязанность (функция) – никаких возражений. А так - не федеральной Счетной палаты это дело. Президент, Правительство и их органы внутреннего контроля сами должны этим заниматься, выявлять недостатки и наказывать виновных. А Счетная палата от имени общества должна проверять лишь как президент и правительство организовали и обеспечили внутренний контроль, выявляют ли своевременно нарушения и адекватные ли санкции применяются к виновным. Для этого у Счетной палаты должно быть право на проведение встречной проверки, то есть, считай, перепроверки после правительственных органов, но никак не подмены собой органов внутреннего (правительственного) контроля.
А что такое «проведение аудита систем финансовых расчетов в целях содействия формированию эффективной национальной платежной системы» (п.12 статьи 13)? Это тот же перевод Палаты из грозного внешнего контролера (каковым для всей исполнительной власти ей положено быть) в некоего помощника, оказывающего «содействие».
Более того, если внимательно прочитать новый закон, от глаз не ускользнет недвусмысленный перевод Палаты на уровень контроля за какими-то ведомствами, бюджетополучателями и тому подобной для Счетной палаты, уж извините, мелочевкой, но никак не за правительством в целом.
И это – так распиаренное «расширение полномочий»?
И венец «расширения полномочий» Палаты – то, что они назвали «стратегическим аудитом». Но это надо цитировать: «Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Оценке подлежат конечные (целевые) и достигнутые (текущие) значения ключевых национальных показателей, отражающие степень и качество реализации социально-экономических эффектов и совокупных эффектов социально-экономического развития Российской Федерации» (п.7 статьи 14).
Помните детскую игру «убери лишнее»? К сожалению, ее своевременно не догадались применить к словосочетаниям типа «последствий результатов реализации». И вопрос для самопроверки: если люди так рвутся посвятить себя «стратегическому аудиту» и во что бы то ни стало взяться за оценивание «качества реализации социально-экономических эффектов», то от чего другого, может быть, для всех нас более важного, они хотят уклониться? Уж не от элементарного ли контроля, в котором вместо псевдонаучной тягомотины надо давать четкий и ясный ответ на вопрос, на дело пошли деньги или банально украдены?
С «расширением полномочий» парламента, его фракций и даже оппозиции еще смешнее.
Напомню: с щедрого президентского плеча теперь парламентские фракции получили право вносить кандидатуры на должности председателя и аудиторов Палаты. Не прямо вносить – это было бы слишком либерально: а ну как какая-то безответственная фракция внесет не ту кандидатуру? Нет – через фильтр Совета Думы. Фракций в Думе сейчас, как известно, четыре, но Совет Думы вносит далее лишь три кандидатуры, как можно догадаться, наиболее приемлемые для думского большинства – то есть это «расширение прав фракций» уже смешно (если бы не было так грустно). Главное же дальше: кому Совет Думы это все вносит? Ясное дело – Президенту, который из этих кандидатур выбирает ту, что ему более мила. А если ни одна не мила? Не беда! Тогда Президент вносит в Думу … любую другую кандидатуру.
Остается лишь вновь вопрос для самопроверки: и зачем тогда весь этот цирк? Притом, что по Конституции-то Президент здесь вообще ни при чем. По Конституции формирование Счетной палаты – суверенное право Думы и Совета Федерации, без какого-либо даже намека на участие Президента.
Правда, стоит добавить, что «инновация» с участием президента в том, что по Конституции вообще не его дело, не нова. Ограничили полномочия парламента (точнее, он сам, как унтер-офицерская вдова, себя таким образом высек) в самостоятельном формировании Счетной палаты еще в 2003-м году. Нынешняя же новация достойна восхищения: если в течение последних десяти лет президент пользовался антиконституционным (ограничивающим конституционное право на выдвижение кандидатуры любого депутата) правом монопольно выдвигать кандидатуры руководителей Палаты произвольно, то теперь он будет пользоваться тем же и столь же антиконституционным правом с несущественным ограничением. А именно, сначала должен рассмотреть кандидатуры от фракций, прошедшие через чистилище Совета Думы, и лишь после этого внести кандидатуру. Причем внести кандидатуру … любую – вовсе даже не обязательно из числа предложенных так старавшимися ему угодить депутатами…
Другая новация, не менее важная – тоже в русле «расширения» полномочий фракций. В законе от 1995-го года поручения Палате, обязательные к ИСПОЛНЕНИЮ, могло давать не только большинство, но и меньшинство депутатов палат парламента – достаточно было 20%. Теперь норма об обязательности РАССМОТРЕНИЯ Счетной палатой обращений даже отдельных депутатов осталась, а вот нормы об обязательности ИСПОЛНЕНИЯ поручений меньшинства уже нет. Следы прежней нормы из других статей закона не вычистили (см., в частности, п.7 статьи 33), что говорит о неряшливости в подготовке «нового закона». Но само по себе упоминание об обязательности включения в план мероприятий, проводимых по обращениям 20% депутатов, тем не менее, уже не делает обязательным их проведение: хотим проводить – включаем в план, а не хотим проводить – и в план не включаем…
Кстати, еще более жесткий финт – барьер на пути независимого контроля - ранее (уже с десяток лет назад) прокрутили с вопросом о контроле за Центральным банком: проверять ЦБ Счетная палата может исключительно с согласия Национального банковского совета, в котором контрольный пакет голосов, разумеется, у президента, правительства и самого подконтрольного – Центрального банка.
Юрий Болдырев
Источник: svpressa.ru - newsland.com
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.04.2013, 07:54   #2
NIP
Местный
 
Аватар для NIP
 
Регистрация: 10.12.2011
Сообщений: 15,290
Репутация: 1926
По умолчанию

Почему бы дядюшке Зю не освободить своё место Юрию Болдыреву?
NIP вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.09.2013, 23:25   #3
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Юрий Болдырев: власть упивается собственным цинизмом

Юрий Болдырев: власть упивается собственным цинизмом

Следующая статья, предварительно мною анонсированная, должна была завершить «мини-трилогию» о предстоящих выборах мэра Москвы. Но вмешались события. В данном случае – выбор президентом кандидатуры для внесения на пост председателя Счетной палаты России.
В предыдущих статьях я ставил вопрос о существе выбора, который предстоит москвичам. В частности, выдвигал на первый план главный вопрос: приемлема ли для нас в целом нынешняя власть или нет. И не вдавался в рассуждения о том, почему она может (а по мне так и должна) быть для нас неприемлемой - слишком много об этом уже написано ранее. В том числе, не вообще, а именно по горячим следам – по деятельности нашего «президента-президента-премьера-президента» и его команды в последние пару лет. Но нынешние события вновь заостряют внимание на сути происходящего и прямо-таки требуют некоторой дополнительной акцентуации.
Итак, Голикову – на Счетную палату. Ну, и что здесь такого? В ряду прочих назначений, осуществляемых нынешним верховным властителем нашего государства, вроде как, уже и ничего особенного. Привыкли. И именно об этом стоит сейчас напомнить.
«СП» в связи в озвученным выбором президента уже взяло у меня короткое интервью по этому вопросу. Но вкрались некоторые неточности.
Во-первых, нечего «переводить стрелки» именно на «правительство», вроде как, нехорошее и в этом отдельное от президента. Я говорил об издевательстве над народом ПРАВИТЕЛЯ (по какому-то недоразумению называемого у нас «президентом»), а никакого не «правительства», тем более, что последнее никакого отношения к назначению руководителей Счетной палаты и не имеет.
Во-вторых, снятие тринадцать лет назад одного из основателей (ныне целенаправленно не просто забытого, а прямо-таки вычеркнутого из истории) и первого председателя Палаты Х.М.Кармокова и назначение на его место Степашина, разумеется, никакая не трагедия. Я говорил лишь о драме. Трагедия же – это, скорее, Горбачев и наследующий ему нынешний ельцинско-путинский режим.
Но это – детали. И для лучшего понимания читателем ситуации стоит кое-что дополнить.
Прежде всего, о первом же фарсе. Не по фамилиям и личностям, а по функциям и созданному тем самым очевидному конфликту интересов. Кого новый тогда президент Путин тринадцать лет назад фактически назначил (формально – лишь продавил в уже склонившейся перед ним Думе) после Кармокова председателем Счетной палаты, чтобы надлежаще ПРОВЕРЯТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ БЮДЖЕТА ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД? Разумеется, председателя того самого правительства, чью работу надлежало тогда проверить. Исчерпывающе.
Далее, в канун двадцатилетия Конституции (уж какая ни есть, тем не менее…) невредно напомнить, что в ней написано. А именно: по Конституции палаты парламента самостоятельно назначают председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты. Назначение уже и юридически по предложению президента (уже десяток лет оно так) или нынешний «с барского плеча» подарочек – «расширение полномочий фракций при назначении» руководителей палаты (когда фракции предлагают – президент из этого выбирает любезную его сердцу и безопасную для режима одну кандидатуру, причем, любую, не обязательно из предложенных – и палаты парламента этот выбор президента затем «освящают») – все сплошное беззаконие и фарс. Согласитесь, если бы в ходе совершенно и целенаправленно фарсовой процедуры порождались бы откровения – хотя бы более или менее приличные кандидатуры – это было бы разве не удивительно?
И от процедуры – к кадрам и их деяниям.
Все, что после Кармокова, то есть, уже со Степашиным и весьма задолго до Голиковой – сплошной фарс и дискредитация идеи – поэтапное и фактическое, и юридическое подчинение ранее подлинно независимой Счетной палаты президенту – фактическому правителю, деятельность которого, строго говоря, и призвана контролировать Счетная палата. При этом, никакие громкие заявления о то тут, то там выявляемых частных «недостатках» никого не должны вводить в заблуждение – это все заявления, предварительно согласованные с главным проверяемым. Но целенаправленно подаваемые СМИ как чуть ли не открытия.
Ярчайший пример подобного – нашумевший доклад об итогах приватизации (мне об этом ранее уже приходилось неоднократно писать). Изюминка истории в том, что доклад был подготовлен в еще настоящей, то есть достепашинской Счетной палате. И текст его (то, что писали сотрудники – инспектора и аналитики) в основном сохранился. А вот выводы в конце доклада (которые, собственно, до широкой публики и доводятся) новым начальством были скорректированы весьма существенно. В результате чего, следуя этим выводам, получилось, что всему причиной – некие «недостатки законодательства». Мол, законодательной базы не хватало (что-то типа прохоровских и его команды на последних президентских выборах заявлений о том, что «кредитно-залоговые аукционы» - это, вроде как, «несправедливо, но законно»). Вплоть до таких перлов, что, мол, вот ведь беда - не были разработаны и приняты законы о приватизации загрансобственности государства. Я тогда сравнивал подобное творчество с заявлениями о том, что если кто-то ограбил Вашу квартиру, то всему виной – лишь то, что Вы сами своевременно «не успели» оформить бандитам дарственную на украденное у Вас добро…
Другая нашумевшая, к сожалению, лишь в узких информированных кругах, но в целом тщательно замятая история уже десятилетней давности – о выявленных инспектором Счетной палаты Н.Ю.Кузнецовой многомиллиардных (в долларовом исчислении) махинациях нашей власти с госдолгом. Подробнее описание этой истории и всю информацию можно найти на сайте газеты «Промышленные ведомости». Что ж, махинации для нашей власти – дело привычное. Важно здесь другое: инспектору Кузнецовой потом долго пришлось защищать свою честь и достоинство от руководства Счетной палаты в судах. Дело в том, что сначала ей было предложено «исправить» или «отменить» оформленный и подписанный ею акт, что по Регламенту Палаты, который в этой части я в свое время прописывал своей рукой, категорически недопустимо. А после ее отказа этот акт уже руководством Палаты, в обход инспектора, был «отозван», что по Регламенту также совершенно невозможно и противозаконно. Инспектор же была, понятно, из Палаты изгнана…
Любопытно, что никаким великим «человеком года», «борцом с коррупцией», не говоря уже о «мыслителе тысячелетия» Кузнецову ни Запад вообще, ни газета «Ведомости», журналы «Тайм», «Эксквайер» и т.п. не назвали, ее лицо - как подлинного героя сопротивления масштабной коррупции на самом высшем госуровне - на обложки журналов не выносили. Наверное, просто «проморгали»? А теперь мою статью прочитают, спохватятся и наверстают?
Возвращаясь же к уходящему главе Счетной палаты, специально подчеркиваю: не имею ни малейшего намерения как-то «кидать камни» вслед. Во-первых, открыто говорю и пишу об этом далеко не впервые. Во-вторых, столь своих наша власть не забывает и надлежаще пристраивает. Просто лишь подчеркиваю, что назначение Голиковой на Счетную палату –вполне типичное для этого режима, никак не выдающееся из всей прежней практики. Вполне в ряду и, казалось, «вечного» Степашина на Счетной палате, и «свежей» Набиуллиной в Центробанке, и Улюкаева на Министерстве экономики, и бывшего министра промышленности Христенко (мужа Голиковой) в секретари Таможенного союза и т.п. А если и выдающееся, то лишь степенью демонстративного цинизма.
Но к подобному цинизму правителя (пожалуйста, не путайте с «правительством») нам не привыкать
Просто перед предстоящими очередными выборами об этом цинизме, согласитесь, невредно напомнить.
Юрий Болдырев
Источник: svpressa.ru - newsland.com
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Юрий Мухин:"Насилие беззакония.Ходорковского жалко!" Миклуха Политэкономический ликбез 9 26.12.2013 09:53
Юрий Болдырев: Тринадцать лет Путина Sonic Обсуждение статей из красного интернета 0 05.03.2013 20:36
Юрий Болдырев: Сложно сохранять физическое и душевное здоровье в оппозиции РФ ELEKTRO Новости Российской политики и экономики 0 27.09.2012 08:29
Юрий Болдырев: Честных выборов не ждите Ксюшка Агитация за КПРФ 13 07.03.2012 08:57
Юрий Болдырев о том, как у России заберут 90 млрд. рублей. Иван Александрович Угрозы России и братским народам 4 17.05.2010 12:53


Текущее время: 12:42. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG