Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Политика и экономика в России и Мире > Новости Российской политики и экономики

Новости Российской политики и экономики Обсуждение политических и экономических событий, связанных с Россией

Ответ
 
Опции темы
Старый 08.04.2017, 16:10   #1
Ботвинк
Местный
 
Регистрация: 22.12.2010
Сообщений: 710
Репутация: 640
По умолчанию Катастрофа в российском инженерном образовании

Вот такая статья: «Мы снова оказались в 1929 году…»
Глава Сколтеха откровенно рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании.

Скрытый текст

Сегодня на очередных губернаторских чтениях в Тюмени с лекцией выступил академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов. Ученый рассказал о том, что Россия в плане подготовки инженерных кадров оказалась на задворках цивилизации. Но несмотря на колоссальное отставание, уверен Кулешов, мы еще можем перепрыгнуть через эту пропасть. Как страна оказалась в столь плачевном положении и что нужно, чтобы из него выбраться, – в нашем конспекте лекции академика.

Начал Александр Кулешов издалека, с 1929 года. После революции прошло 12 лет, и внезапно стало ясно, что в молодой советской республике инженеров нет. Все кадры, выращенные прекрасной российской императорской школой, эмигрировали за рубеж. Новых надо было выписывать из-за границы. По стечению обстоятельств в США в то время была великая депрессия и задача оказалась выполнимой. Американские инженеры приехали на великие социалистические стройки: Днепрогэс, АЗЛК, ГАЗ - сотни фабрик и заводов. Кроме того, они обучили новое поколение советских спецов. И вскоре в стране сложилась новая инженерная школа, самой высокой категории.
И те же кульманы, и те же старички

О том, что это была реально конкурентоспособная школа, свидетельствует хотя бы такой факт. В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров.

Но время идет вперед, меняется подход к решению задач. Современный инженер знает о свойствах металла меньше, чем кузнец, который ковал доспехи в средние века. «Опыт на кончиках пальцев», который был так ценен столетия назад и передавался из поколения в поколение, теряет значение. А на заводе «Энергомаш», который создавал те самые легендарные «лунные» двигатели, время застыло: до сих пор те же кульманы, за которыми стоят дряхлые старички.
Гордость сталинской индустриализации – ДнепроГЭС – была построена под руководством американских инженеровГордость сталинской индустриализации – ДнепроГЭС – была построена под руководством американских инженеров

Лук как оружие исчез не потому, что он менее эффективен. Когда появились первые ружья, они проигрывали тетиве и стрелам. Процедура заряда порохом была очень медленной, а дальность выстрела гораздо меньше, чем у хорошего лучника. Так почему восторжествовал огнестрел? Хорошего лучника нужно было учить 20 лет, а стрелка из ружья – месяцы, а то и дни. То же самое произошло в 90-е с инженерией. В конце 80-х стали появляться мощные компьютеры, персоналки, которые полностью преобразовали науку. Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего.

Академик Кулешов до «Сколково» работал директором Института проблем передачи информации РАН, из которого вышло три лауреата Филдсовской премии. В институте, говорит лектор, была создана замкнутая экосистема, которая готовила выпускников для себя – часть для работы в исследовательской сфере, часть – в практической, в стартапах. Институту нужны были ученики, которых поставляли ему математические вузы. Удивительно, но студентов московского физтеха, самого успешного математического бренда страны, после второго курса приходилось доучивать годы.
Уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны оказался невероятно низок. На входе институты получают самых одаренных ребят страны, а на выходе отдают сырье.

Жизнь стала другой. Готовить специалистов надо с другой интенсивностью и обучать другим вещам. Математическая подготовка для инженерной деятельности является крайне убогой. Например, сопромат – эта дисциплина исчезла в Европе, такого понятия нет вообще. Никакой практической ценности он не имеет. А у нас людей этому учат до сих пор. «Я спрашивал у одного из ректоров: на первом курсе почему вы учите аналоговую электронику? – рассказал Кулешов. – А мне отвечают: «Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим». Ну, что ж тут делать – оставим так оставим».
Раньше был слесарь дядя Вася, теперь наше оружие - флэшки

Черчения как дисциплины в мировом образовательном процессе тоже давно не существует. Для этих целей используется софт, который позволяет легко делать трехмерные модели. То, что раньше делалось на чертежах, сегодня - работа для компьютера. Эта революция подтолкнула развитие производственных средств, которые реализуют возможности вычислительной техники. Например, станков с программным обеспечением, ЧПУ. «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент - это флэшка, а не золотые руки», - говорит академик.

Российские предприятия оказались не готовы к прогрессу. И проблема не только в том, что у нас нет станков или программного обеспечения. На некоторых предприятиях есть и то, и другое. Но нет специалистов, которые могли бы перевести в электронную, понятную для современных машин форму, существующие в виде бумажных чертежей наработки. «У них есть старые чертежи, и они не могут их перевести в цифру, драматически не могут. Нет специалистов у нас по этому вопросу, – объясняет Кулешов. – Документацию на самолет «Сухой Суперджет» делали по этой причине западные фирмы, хотя это рутинная работа, там нет никакой математики».
Россия вновь оказалась в ситуации 1929 года: инженеров новой формации просто некому учить.

Создание Сколковского института, считает Кулешов, - реакция правительства, осознавшего этот факт. Стало ясно: мы пришли к ситуации, когда у нас до сих пор есть наука, но нет инженерии. Нам снова нужно ввозить из-за границы людей, которые будут учить тех, кто уже потом будет учить массы.

«Нам удалось привлечь очень квалифицированных спецов с запада, по 100 человек в год они сейчас выпускают, - говорит глава Сколтеха. – Но в России своя специфика. Мы были маленькой копией MIT, Массачусетского технологического института. Лучшие мировые практики собирались внедрять без изменения на нашей почве. Но практика показала, что это не так просто. Вскрылась одна забавная проблема».
Напечатанный на 3D-принтере квадрокоптер – разработка студентов СколтехаНапечатанный на 3D-принтере квадрокоптер – разработка студентов Сколтеха

В США, в том числе в MIT, студент сам выбирает, чему ему учиться, из собственных соображений. Ту же систему перенесли на российскую почву, а она здесь работать не стала. Почему? На этот счет есть теория. Годовой курс в Массачусетсе, одном из лучших вузов мира, стоит 50 тыс. долларов. Иногда их вносят родители студента, иногда футбольная команда, иногда сам MIT платит за обучение. Но это всегда живые деньги, и у обучающегося этот факт прошит в мозгах. За него платят, и это его единственный шанс в жизни. Поэтому он рвет знания челюстями. А наши студенты учатся бесплатно, да еще и получают стипендию. И предметы они выбирают, какие попроще. Так что американскую систему обучения в России пришлось менять.

Сможет ли Россия сократить тот разрыв, который отделяет ее от западной инженерии? Своими силами – точно нет.
По оценкам экспертов, общая трудоемкость того, что вложено в инженерные софтовые разработки, которые существуют на данный момент, составляет 750 тысяч лет квалифицированного человеческого труда.

Даже если Россия завтра воспитает 5 тысяч таких специалистов (а это невозможно), им понадобится 150 лет непрерывной работы, чтобы создать автономную экосистему. Что же делать? «Мы не можем зависеть от санкций, - говорит ученый. - Нельзя оказываться на крючке. Решение есть – надо вычислить наиболее критические точки в системе образования и сосредоточиться на них».
Вы продаете пуговицы, а клиенту нужен костюм

Поскольку встреча состоялась в Тюмени, гость отдельно остановился на проблемах нефтегазовой индустрии. Все российские нефтекомпании живут на технологиях мировых сервисных грандов - «Шлюмберже» и «Халлибертон». А мы, россияне, что, не можем сами сделать то же самое? «Ко мне нередко приходят, особенно в рамках проекта «Сколково», - отвечает сам себе ученый. - Приходит ко мне, например, с мехмата профессор математики. Говорит: “Я написал со студентами классную гидромеханику (софт для использования при добыче), для нефтяников. Всем показываю, все хвалят, а никто не берет. Как ты можешь это прокомментировать?” А это очень просто. Мы в основном имеем дело с полевыми инженерами. Ему нужно готовое решение, он хочет работать мышкой, с комфортом. Ты ему приносишь пуговицу от пиджака, а ему нужен костюм».

То есть российским компаниям необходимо учиться создавать комплексные решения. Но сделать это силами десятка умников невозможно.
Роботы-гепарды Массачусетского технологического института, с которого попытались скопировать СколтехРоботы-гепарды Массачусетского технологического института, с которого попытались скопировать Сколтех

У современного инженера есть выбор интеллектуального инструментария от сравнительно простого до невероятно сложного. На максимум использует все наработки человеческой мысли лишь 1% специалистов. Это стало ясно 15 лет назад. Западное сообщество решило, что надо увеличивать этот показатель, но через 15 выяснилось: ничего не поменялось, это константа. С чем это связано, сложно сказать, есть на этот счет разные теории, но это факт. И компании пошли по другому пути. Они начали проектировать так называемые вертикально-интегрированные решения. Для нематематиков и неинженеров лектор объяснил это примером. Допустим, есть инженер, который всю жизнь проектирует редукторы. Надо сделать для него такой софт, который «экранирует» его от сложных математических расчетов, чтоб он работал только в привычной ему среде, а все, что из нее выпадает, программа обсчитывала бы за него сама. Сейчас главные производители софта на планете работают над такими решениями.

Зона применения для ограниченных людей катастрофически сокращается

Другой вызов, с которым бьется передовая человеческая мысль, связан с тем, что большую часть своего времени специалист посвящает, условно говоря, рысканью по каталогу накопленных знаний. Даже в самых высокотехнологичных компаниях мира – Airbus и Boeing, где очень сильные сотрудники, рядовой инженер тратит 60% времени на поиск аналога того решения, которое ему необходимо. То есть сидит в интернете и ищет там какую-то готовую модель, которую потом ему надо будет подправить. Некая американская компания долгие годы просто копила базу созданных инженерами всего мира 3D-моделей. Инженеры, которые их создавали, складывали эти модели бесплатно в эту базу – даже без аннотаций или с минимальной аннотацией. Недавно эта база была продана почти за миллиард долларов. И сегодня колоссальные усилия математиков направлены на создание алгоритмов, которые бы позволили эту базу использовать для извлечения необходимых моделей.

«Допустим, мне нужно спроектировать дачный домик, - приводит доступный пример Кулешов. – Наверное, все или почти все домики в мире уже спроектированы. Все, что надо - изменить один из готовых проектов. Надо, чтобы софт достал из базы наиболее близкий к тому, что у тебя в голове, объект. И если это начнет работать, будет сумасшедший дан импульс развитию инженерных технологий».

Мир, говорит профессор, со страшной скоростью разлетается в разные стороны. В одну сторону летят «яйцеголовые», а в другую – те, чья единственная функция – быть обслугой. Зона применения для людей со средними умственными навыками сжимается как шагреневая кожа.
Шансы у России есть, у нас хорошая генетика

Понятно, что сейчас российский инженер – это человек, сидящий где-то на обочине проселочной дороги. Как вернуть его на главную магистраль? Для начала нужно понять: во всех передовых направлениях простых задач не осталось. Все, что было просто, уже решено. А сложные задачи требуют сложных методов, и это тот элемент, которому мы не учим и который надо полностью менять в системе подготовки инженеров в РФ. Очередной пример: во Франции 51% выпускников школ сдает определенный тест, который нужен для дальнейшего обучения. Если не сдал – не можешь претендовать даже на учебу в ветеринарном техникуме, не говоря про топовые инженерные или математические вузы. Результаты этого теста показывают, что французский школьный диплом полностью покрывает все российское высшее образование. 18-летний француз намного лучше и глубже знает математику, чем любой выпускник российского вуза, кроме, возможно, физтеха и «вышки». А потом этого француза еще два года учат только физике и математике. И только после этого он идет учиться инженерии.

Если ты не понимаешь математики, ты не способен стать инженером. Но в России понимание этого тезиса не стало массовым, потому что нет людей, которые бы массово этому учили. Как было в СССР с 1929 по 1935 годы. Но эту проблему еще можно решить. «У нас интеллектуально хорошая генетика, у нас есть все возможности, чтобы перепрыгнуть эту пропасть и не в два прыжка, а в один, - оптимистично заявил Кулешов. - Но пока мы находимся в 1929 году. И надо ввозить кадры из-за рубежа, иначе мы приблизимся к Нигерии и Зимбабве, где люди умеют пользоваться гаджетами, но не понимают, как они работают».
[свернуть]

Собственно, к этому добавить нечего. Могу только отметить, что один преподаватель с кафедры электроники жаловался на то, что сейчас уровень нынешних студентов - ниже плинтуса, даже по сравнению с теми, кто учился в начале 90-х. И нынешняя катастрофа с инженерным образованием в России очень на руку нашим "партнерам" - США и Европе.
Ботвинк вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.04.2017, 19:58   #2
AZM
Местный
 
Регистрация: 12.01.2012
Адрес: Краснодар
Сообщений: 4,257
Репутация: 2025
По умолчанию

Сейчас безментальная подготовка специалистов, эмоционально рефлекторная, где студенты быстренько гуглят нужную информацию, прочитывают и соглашаются с ней и выдают преподавателю...
Преподаватель: ты согласен с тем, что нагуглил?
да, мой повелитель.
садись, отлично....
Нет времени и возможности включать мозги, вникать в предмет. Если раньше были аналитики-математики. Любые технические процессы переводили на язык математики, интегрального исчисления, диф уравнения. ТО сейчас это просто моделируется на компах, не аналитически, а цифровыми методами.
Аналоговая техника забыта, отошла в сторону. Есть микроконтроллер, на него завели сигналы, написали программу и все. Однако цифровая обработка информации, управление уступает часто аналоговой по быстродействию и качеству управления.
Например стабилизация оборотов двигателя можно решить с помощью операционного усилителя и несколько элементов аналоговой техники или задействовать микроконтроллер написать программу ему использовать половину мощности быстродействия микроконтроллера.
Или же купить готовый блочек за 5-10 тыс руб и использовать его...

Ускорение и рылочные отношения разрушают образование, менталитет. Человека превращают в обезьяну.
AZM вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.12.2017, 21:19   #3
Ботвинк
Местный
 
Регистрация: 22.12.2010
Сообщений: 710
Репутация: 640
По умолчанию

.................................................. ..................................................
Ботвинк вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.01.2018, 16:25   #4
ленинградец
Местный
 
Регистрация: 04.01.2010
Сообщений: 585
Репутация: 396
По умолчанию

Был такой замечательный институт Киноинженеров в Петербурге,так вот сейчас он превратился в гуманитарный университет, технические специальности там практически исчезли
ленинградец вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.01.2018, 05:17   #5
Гость1
Местный
 
Регистрация: 13.12.2007
Сообщений: 15,506
Репутация: -128
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от ленинградец Посмотреть сообщение
Был такой замечательный институт Киноинженеров в Петербурге,так вот сейчас он превратился в гуманитарный университет, технические специальности там практически исчезли
Сейчас это Инстут кино и телевидения, вот технические специальности , по которым он готовит специалистов: Радиотехника (аудиовизуальная техника)
Электроника и наноэлектроника (Светотехника и источники света)
Приборостроение
Системы обработки аудиовизуальной информации
Технологии мультимедиа аппаратуры и сертификация в кинематографе
Кинооператорство, телеоператорство,
Звукорежиссура.
Что-то не похоже на "прктически исчезли".
Гость1 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.01.2018, 03:38   #6
Евгений Ковалёв
Местный
 
Аватар для Евгений Ковалёв
 
Регистрация: 25.05.2010
Адрес: Латвия
Сообщений: 5,310
Репутация: 1992
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от ленинградец Посмотреть сообщение
Был такой замечательный институт Киноинженеров в Петербурге,так вот сейчас он превратился в гуманитарный университет, технические специальности там практически исчезли
Вы хотите получить за деньги высшее образование? Получите - в Латвии учат на юристов, экономистов, менеджеров и прочих бюрократических бакалавров... И тем более не на родном языке, а на государственном.
Скоро инженерные специальности вымрут, как динозавры...
Такое положение дел творится и в профтех образовании при получении рабочих специальностей.
Из этого следует, что это делается специально и за этим стоит режиссёр, осуществляющий заговор против России и отобранных от неё республик...
А так как один человек заговор осуществить не может, ещё знал об этом Ильич, то за этим заговором явно стоит множество предателей. Сталин бы их всех перетряс, начиная от учителей высшего образования, и кончая министерством культуры и науки. А кто заказчик этого заговора, догадаться несложно...
__________________
Были времена страшней, но не было подлей.
Евгений Ковалёв вне форума   Ответить с цитированием
Старый 10.01.2018, 13:37   #7
капитан
Местный
 
Аватар для капитан
 
Регистрация: 05.04.2017
Сообщений: 1,799
Репутация: 314
По умолчанию

В 1916 году в Российской Империи вырабатывалось 4,7 миллиарда кВт*час электроэнергии, в 1928 за 2 года до реализации плана ГОЭЛРО СССР выработал 5 миллиардов кВт*час. В Российской Империи в 1916 году было 11 800 силовых установок(средней мощностью в 235 лошадиных сил), вырабатывающих электрическую энергию. (Российский Государственный Архив Экономики. Ф.5297. Оп.1. Д.47. Л.1 об.).

Прямо в центре Москвы стоит ГЭС-1, которая на момент открытия в 1897 году выдавала не сотни кВт, а 3,3МВт, в 1899 году стала питать 1-ю трамвайную линию. В 1916 году ее мощность составляла 57МВт. И это только одна из нескольких станций Москвы. Отметим, что группа советских экспертов в 1920 году так же определила количество выработанной электроэнергии в 1916 году в объеме 4 730 млн кВт*час (3 место в мире на тот момент).

Достижения большевиков-оккупантов, заваливших страну трупами, в лучшем случае только возвращение к дореволюционному уровню. А сколько же производили электроэнергии в разных странах в млрд кВт*час:

1913: Россия-1,9; Франция-1,8; Япония-1,5

1929: СССР-6,2; Франция-14,4; Япония-13,3

Вот такой он ленинский план ГОЭЛРО гордость коммунистов. С его помощью страны отстававшие от России стали опережать в 2 раза
капитан вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.01.2018, 12:21   #8
Ботвинк
Местный
 
Регистрация: 22.12.2010
Сообщений: 710
Репутация: 640
По умолчанию

Есть и другие цифры. При Сталине производительность труда возросла в 10 раз (другое дело, какими методами это достигалось). При Ельцине-Путине производительность труда упала на 40%.
Ботвинк вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.01.2018, 00:14   #9
Ботвинк
Местный
 
Регистрация: 22.12.2010
Сообщений: 710
Репутация: 640
По умолчанию

В Сколтехе рассказали, как нужно строить инженерное образование.
Цитата:
Для создания эффективной системы технического образования необходимо сформировать структуру, обеспечивающую свободный обмен информацией между университетом и внешним миром. О том, как создавать современные вузовские программы для инженерных специальностей, рассказал профессор Массачусетского технологического университета Эдвард Кроули. Его выступление состоялось в Сколковском институте науки и технологий в рамках Европейской региональной конференции сообщества университетов с практико-ориентированным обучением CDIO.

Кроули выделил 12 принципов, которые, по его мнению, важны для разработки эффективной программы подготовки инженеров. Образование должно строиться исходя из контекста окружающей реальности, культурного пространства и среды, в которой происходит обучение; оно должно давать не только знания, но и практические навыки, а также возможности их применения; необходим вводный курс, дающий представление об инженерной практике; обучение должно включать не менее двух проектов разного уровня и давать возможности для практического освоения навыков. Кроме того, важным эксперт считает и развитие навыков межличностного общения, и вовлечение студентов в дискуссии, и контроль качества преподавания, успеваемости студентов и в целом результатов программы.

Европейская региональная конференция сообщества университетов с практико-ориентированным обучением CDIO проходит в Сколтехе 18 и 19 января. Она посвящена инновациям в образовании, ее девизом стало: «Задумай – Спроектируй – Внедри – Управляй» (Conceive-Design-Implement-Operate, CDIO). В ней принимают участие специалисты из десяти стран мира.
Ботвинк вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.01.2018, 21:30   #10
thinker
Местный
 
Регистрация: 04.12.2012
Адрес: Тюмень
Сообщений: 3,426
Репутация: 956
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от капитан Посмотреть сообщение
__В 1916 году в Российской Империи вырабатывалось 4,7 миллиарда кВт*час электроэнергии, в 1928 за 2 года до реализации плана ГОЭЛРО СССР выработал 5 миллиардов кВт*час. В Российской Империи в 1916 году было 11 800 силовых установок(средней мощностью в 235 лошадиных сил), вырабатывающих электрическую энергию. (Российский Государственный Архив Экономики. Ф.5297. Оп.1. Д.47. Л.1 об.).
Прямо в центре Москвы стоит ГЭС-1, которая на момент открытия в 1897 году выдавала не сотни кВт, а 3,3МВт, в 1899 году стала питать 1-ю трамвайную линию. В 1916 году ее мощность составляла 57МВт. И это только одна из нескольких станций Москвы. Отметим, что группа советских экспертов в 1920 году так же определила количество выработанной электроэнергии в 1916 году в объеме 4 730 млн кВт*час (3 место в мире на тот момент).
__Достижения большевиков-оккупантов, заваливших страну трупами, в лучшем случае только возвращение к дореволюционному уровню. А сколько же производили электроэнергии в разных странах в млрд кВт*час:
__1913: Россия-1,9; Франция-1,8; Япония-1,5
__1929: СССР-6,2; Франция-14,4; Япония-13,3
__Вот такой он ленинский план ГОЭЛРО гордость коммунистов. С его помощью страны отстававшие от России стали опережать в 2 раза
__Просвещайся, капитан:
thinker вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Новости в науке и образовании Светлана Наука и образование 308 14.10.2017 12:03
ДОГМАТИЗМ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ tory Наука и образование 5 31.05.2016 21:22
Проблемы в образовании Чапаев Новости Российской политики и экономики 15 12.01.2016 09:17
Новый закон об образовании neupkev Наука и образование 1 12.01.2016 09:15
Об образовании, неэффективных вузах и чиновниках.. В. Иванова Наука и образование 65 25.07.2013 10:40


Текущее время: 23:33. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика Rambler's Top100
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2019 © KPRF.ORG