Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Свободная трибуна > Наука и образование

Наука и образование Обсуждение новостей науки, образования, техники и т.п.

Ответ
 
Опции темы
Старый 14.11.2007, 20:58   #61
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

МАМОНТ -- русское имя, означает "Кормилец". Происхождение имени сего от других языков до сих пор не известно.

ОБДР, ОБДОР -- наименование мамонта у коренных народов Югры (ненцев, хантов, манси, "вогулов", "остяков"), а также у русских поселенцев уральского и зауральского Крайнего Севера. См. Обдорск (Салехард). Река Обь (Обдь) -- "Мамонтовая река". Распространённая гипотеза о происхождении названия "Обь" от слияния "обеих рек" Катуни и Бии, бытующая в книжках для детей, в которую я верил ещё лет 15 тому назад, страдает недостатком: как раз в местах слияния "обеих рек" коренные местные малые народности называют реку, во-первых, совсем иначе, во-вторых, называть издавна реку "обь -- слияние обеих рек" естественнее им было бы на своём языке, а не на русском. Река Обь (Обдь) называема русскими ОТ впадения в море ДО верховий, а не наоборот.

А.В. Горшков.


Цитата:
http://4ygeca.com/mamont1.html
http://4ygeca.com/mamont2.html
>«Мамонт по своему нраву - животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое. При встречах с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку» (из записей тобольского краеведа П.Городцова, XIX век).


Я, А.В. Горшков, хотя и большой оптитмист, но большой скептик. Начну с того, что мамонт внешне похож на арктического овцебыка, ранее в изобилии водившемся и в евразийской Арктике, затем вымерший и оставшийся лишь в канадской, но за годы Советской власти восстановленный в Советской Арктике (о.Врангеля и попытки перевезти уже размножившихся зверей на Таймыр).

Кстати, именно на Таймыре и Новосибирских островах, на Оби и т.п. в изобилии встречаются трупы мамонтов.

Я предполагаю, что древние люди , может быть, вовсе НЕ охотились на мамонтов.
Покажите мне, идиоту, как древний человек был способен выкопать ловчую яму в вечной мерзлоте. Да и зачем, если мамонт , как сказано выше, существо доброе? А доброеи оно потому, что никакой идиот не решался атаковать этого зверя, т.е. у него не было серьёзных врагов. В деревнях известно, что некоторые коровы подпускают детей пососать молоко из своего вымени. Мамонт -- существо стадное, и разнести в тундре группу первобытных охотников для него не проблема, как не проблема это для современного ОДИНОЧНОГО носорога или для стада СЛОНОВ Индии, Африки. А что маса находок домов из бивней мамонта, из костей и шкур -- так их снимали, наверное, с трупов павших, не пропадать же добру в тундре, и собирали кости как ценный стройматериал. Зверюшек помельче -- оленей и т.п. -- ловили, убивали и ели. А вот мамонта -- не ели. Не знаю я находок, которые показывали бы, что древние люди не собирали бы кости умерших гигантов, а убивали и ели бы их. Есть ли пробитые оружием черепа? Мне не известно ни одного. Масса цельных костей -- есть.

Цитата:
>китайский географ Сыма Цянь в своих исторических записках (188-155 годы до нашей эры) пишет: «...из зверей водятся... огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». Герберштейн, посол австрийского императора Сигизмунда, посетивший в середине XVI века Русь, писал в своих «Записках о Московии»: «В Сибири... водится великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки... Кроме того, вес. Точно так же белые медведи, зайцы...» О таинственном звере «весе» рассказывает тобольский краевед П.Городцов в очерке «Поездка в Салымский край», изданном в 1911 году. Оказывается, колымские ханты были знакомы со странным зверем «весь». Этот «монстр» был покрыт густой, длинной шерстью и имел рога. Иногда «веси» затевали между собой такую возню, что лед на озере ломался со страшным грохотом.

= Добавлю , что есть малый народ России, название которого "весь", есть город "Весьегонск", есть край "Васюган (Весьегон)" и др.

Цитата:
>Вот еще одно очень интересное свидетельство. Во время знаменитого похода Ермака в Сибирь в дремучей тайге его воины видели огромных волосатых слонов. До сих пор специалисты теряются в догадках: кого встретили дружинники? Ведь настоящих слонов в то время на Руси уже знали. Они содержались не только в царском зверинце, но и при дворах некоторых воевод. Теперь обратимся к еще одному пласту информации - к легендам, сохранившимся у местных жителей. Обские угры, сибирские татары были уверены в существовании северного исполина и подробно описывали его П.Городцову именно так, как говорится в цитате, помещенной в начале статьи. Встречали этого «вымершего» великана и в ХХ веке. Западная Сибирь. Мелкое озеро Леуша. После празднования Троицына дня возвращались в деревянных лодках парни и девушки, играла гармошка. И вдруг в 300 метрах от них из воды поднимается огромная волосатая туша. Кто-то из мужиков закричал: «Мамонт!» Лодки сбились в кучу, и люди со страхом наблюдали, как появившаяся над водой трехметровая туша несколько мгновений качалась на волнах. Потом волосатое тело нырнуло и исчезло в пучине.

= Мой дед рассказывал, что на Оби часто встречаются огромные пузыри газа (см. месторождения), маслянистые пятна нефти (см. тоже). Возможно, "мамонт" там был всплывший комок водорослей и ила ... или оттаявший и вспухший труп мамонта ... или живой мамонт.

= В промышленном центре Урала -- за Копейском, к примеру -- есть места, где среди мелких пресных и солёных озёр, болот на 200 километров в Сибирь тянутся почти необжитые пространства, где летом стоит бескрайнее марево, в котором можно спрятать хоть слона ... Хотя сейчас там летают пограничные вертолёты. Летают медленно, внимательно.

Цитата:
>Таких свидетельств много. Например, известный исследователь исчезнувших животных Майя Быкова рассказывала о летчике, видевшем мамонта в Якутии в 40-е годы. Причем последний также погрузился в воду и уплыл прочь по озерной глади.
Не только в Сибири можно встретить мамонта. В 1899 году в американском журнале «Мак Клюрс Мэгэзин» была напечатана заметка о встрече с мамонтом на Аляске. Когда ее автор Х.Тьюкман путешествовал в 1890 году по рекам Сент-Майкл и Юкон, он долго прожил в одном небольшом индейском племени и услышал там много интересных рассказов от старого индейца Джо. Однажды Джо увидел в книге картинку слона. Он пришел в возбуждение и сказал, что встречал это животное на реке Поркъюпайн. Здесь в горах находилась страна, которую индейцы называли Ти-Кай-Коя (след дьявола). Джо и его сын отправились настрелять бобров. После долгого пути по горам они вышли в обширную, поросшую деревьями долину с большим озером посредине. За два дня индейцы сделали плот и перебрались через длинное, как река, озеро. Вот там-то Джо и увидел огромное животное, напоминавшее слона: «Он лил на себя воду из своего длинного носа, а перед его головой торчало два зуба длиной в десять ружей каждый, загнутые и сверкающие на солнце белизной. Его шерсть была черной и сверкающей и висела по бокам точно пучки сорной травы на ветвях после половодья... Но вот оно легло в воду, и побежавшие через тростник волны достигли наших подмышек, такой был всплеск».

>Цитата: И еще один довод в пользу существования мамонта на Севере. Это описание таинственных животных, обитаю щих в холодных озерах Сибири. Первым увидел странное животное, обитающее в якутском озере Лабынкыр, геолог Виктор Твердохлебов. 30 июля 1953 года ему повезло так, как не везло ни одному из исследователей непознанного вот уже почти полвека. Находясь на плато, возвышавшемся на поверхности озера, Виктор наблюдал «нечто», едва поднимавшееся над поверхностью воды. От темно-серой туши животного, тяжелыми бросками плывущего к берегу, треугольником расходились большие волны.
= Информация не проверена.

= Зато легко проверить, характерен ли для арктических овцебыков дружелюбный либо подозрительно-агрессивный нрав (во избежание невольной путаницы рассказчиков и слушателей).

= Вполне в тему -- МЯГКИЕ ступни мамонтов и слонов, ПЛОХО годные для суши, но ХОРОШО пригодные для МЯГКОГО грунта БОЛОТИСТОЙ местности. И длинный хобот, употребляемый слонами при подводных переправах (см. кадры Би-Би-Си, "Живая природа" и тов. Пескова, Дроздова). И способность слонов плавать.

----------------------

Время 23-41, можно выдать на-гора и самую оригинальную гипотезу (привет и подарок Кузнецу) о происхождении самоназвания "славяне" через "словене" от "СЛОНОВЕ". Радолье для белетристов и фантастов. Я же пойду пока что спать.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 14.11.2007 в 21:46.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.11.2007, 23:17   #62
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от А.Лексей Посмотреть сообщение

Время 23-41, можно выдать на-гора и самую оригинальную гипотезу (привет и подарок Кузнецу) о происхождении самоназвания "славяне" через "словене" от "СЛОНОВЕ". Радолье для белетристов и фантастов. Я же пойду пока что спать.
Я, тоже на подарки щедрый!
Здесь песня: Жил был Я
Исп. А.Градский
Бесплатно!
http://fileshare.in.ua/458573
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.11.2007, 18:22   #63
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Методика захвата городов коренных жителей бандитами
на примере Иерихона.

Как постоянное поселение существует с 12-8 тыс. до н.э.
Город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др.

>Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Катли Кэньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира. Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.

= В 4-2 тыс. до н.э. -- площадь 25 га (500х500), на порядок меньше Кремля.
= стены 3 м из кирпича-сырца (сушёная глина), это слабее, чем забор коттеджа среднего бизнесмена.

Цитата:
"Руководимые Иисусом Навиным ... евреи ... общим числом 4 миллиона человек ... На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко возопили. ... Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая недавно пустила переночевать израильских лазутчиков и не выдала их властям, хотя и распознала их. Сам же город был выжжен дотла."

Прикинем мощность акустического удара по психике жителей ветхого Иерихона (навряд ли стены обновлялись чаще, чем раз в тысячелетие) : 100 ватт умножить на 4 миллиона ... это 400 КИЛОВАТТ звука, наверняка с реверберацией (биениями) в инфразвуковой области.

Но, по-видимому, 4 миллиона жадных глоток убийц на несколько тысяч защитников маленькой (возрастом тысячи лет) обветшавшей крепости (в ту пору Иерихон -- поселение местных земледельцев и садоводов), -- это гарантия захвата даже если набрав в рот воды идти на штурм, вооружённым лишь голой пяткой. Можно было бы даже трупами рвы заваливать и громоздить осадный вал из трупов (любимая методика взятия городов Средней Азии и Руси чингизидами).

Роднит древних жидов с чингизидами одно: маниакальная страсть к тотальному истреблению жителей покорённых городов.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 15.11.2007 в 18:35.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 17.11.2007, 18:14   #64
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Ил, Илий, Али, Эл, Аль, Ал, Алла, Эль, Алоха -- на разных языках мира близко по смыслу и по звучанию к Гелиос (Солнце), Гелий, Гелла, (солнечный, солнечная), греч. "Гелиайне!" (будь здоров!).

В Междуречье и Средней Азии, а также в Поволжье и на Гавайях предпочитали начало этого слова на "И-, а-, э-".

В Греции и Египте предпочитали это слово начинать на "Г-", "Х-".

Таким образом, города Или, Илион, Илиополь иначе можно тождественно по смыслу назвать Гелий, Гелион, Гелиополь. Как оно и было, кстати, для Гелиополя и Илиона (Трои). Поискать бы ещё упоминание названия "Гелий" для города Или.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 17.11.2007 в 18:16.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 27.12.2007, 16:21   #65
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию



Русь (народ)





Древние славяне, Русы до IX в.
Русь 862882
Киевская Русь 8821242
Русские княжества XIIXVI в.в.
Новгородская республика 11361478
Владимирское княжество 11571362
Московское княжество 12461547
Московское царство 15471721
Российская империя 17211917
Советская Россия 19171922
Советский Союз 1922-1953 | 1953-1991
Российская Федерация после 1991

У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения).
Русь (ру́сы) — народ или племя, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян — Руси, в современной литературе известного как Киевская Русь.
Его этническая идентификация является дискуссионной, поскольку в одних источниках русь отождествляется со славянами, в других — чётко отличается от них. История руси может быть достоверно прослежена с 1-й пол. IX века, хотя её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. К сер. X века «русский род», составляющий дружину соплеменников во главе с князем киевским, объединил под своей властью территорию словен, полян, части кривичей и поставил в зависимость от себя большую часть остальных восточно-славянских племенных союзов и ряд финно-угорских племён. В результате интеграции руси со славянским населением бассейна среднего Днепра название Русь — «Русская земля» — распространилось сначала на полян, а позже на всё население Киевской Руси.
Об этимологии названия русь см. также статьи Русь и Рюрик. В единственном числе представитель народа-племени русь в русско-византийских договорах (ПВЛ) назывался русин.
[IMG]file:///home/zcharkovvv/Desktop/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C.files/image005.jpg[/IMG]
[IMG]file:///home/zcharkovvv/Desktop/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C.files/image006.gif[/IMG]
«Собирают дань». Н.К. Рерих. 1908
Содержание

Гипотезы о происхождении

Существует несколько гипотез о происхождении и этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.
Норманнская гипотеза

Основная статья: Норманизм
[IMG]file:///home/zcharkovvv/Desktop/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C.files/image007.jpg[/IMG]



Норманская гипотеза предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманами.
Гипотеза сформулирована в XVIII веке немецкими академиками в Российской академии наук Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером. Против норманской версии выступили патриотически настроенные русские учёные во главе с М.В. Ломоносовым.
Временами споры вокруг норманской версии принимали идеологический характер в контексте: могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки рассматривают норманскую версию как основную.
Славянская гипотеза

[IMG]file:///home/zcharkovvv/Desktop/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C.files/image008.jpg[/IMG]

Славянская гипотеза была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым. Она исходит, во-первых, из фрагмента «Повести временных лет»:
... из тех же славян - и мы, русь... А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.
А во-вторых, из сообщения арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (сер. IX в), и который считал, что русы — славянский народ.
В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами - ободритами, второй подчёркивал их южное происхождение. В последующее время (особенно с 1930-х годов) это направление, тесно увязанное с критикой норманнской гипотезы, развивалась советскими, российскими и украинскими историками.
В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами. Эта оценка имела официальный статус. Из современных концепций наиболее известна теория В. В. Седова о «Русском каганате», который на археологическом материале помещает Русь в Подонье (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя.
Индо-иранская гипотеза

Индо-иранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым [1] (*ruksi "белый, светлый" > *rutsi > *russi > русь).
Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который, помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов ("светлых аланов"), которые, по его мнению, были частью антов.[2] (при этом этнически он считал русов скандинавами).
В 60-е гг. XX века украинский археолог Д.Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной.
Из контраргументов можно выделить такой факт как долихокефальность в черепах обнаруженых в русских захоронениях того времени. Из этого следует что русские - народ северного происхождения, так как долихокефальность присуща только северным народам, например скандинавам.
История народа русь по письменным источникам

Письменные источники, относящиеся к времени появления этнонима русь, разнообразны, но скупы в деталях и разрозненны. Помимо древнерусских летописей, которые были составлены в более позднее время, упоминания о руси содержатся в современных ей западно-европейских, византийских и восточных (арабо-персидских и хазарских) источниках хроникального и мемуарного характера.
Повесть временных лет

Самым ранним древнерусским источником, дошедшим до нашего времени, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в начале XII веке на основе летописного свода XI века. Согласно Нестору территорию, подвластную в его время русским князьям, населяли в древностиВ списке нет народа-племени русь. Нестор нашёл в доступной ему византийской хронике первое упоминание о руси:
«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.»
В следующий раз русь упоминается в связи с призванием варягов:
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.»[3]
Вскоре, в 866 году (в 860 по более точной византийской хронике), варяги Аскольд и Дир, захватившие Киев, совершили набег на Царьград на 200 кораблях. По Нестору в неудачном для варягов походе участвовала только русь. В 882 году новгородский князь Олег перебрался в Киев, убив Аскольда и Дира. Нестор, в описании деяний Олега, называет племена их собственными именами, но делает обобщение о распространении названия руси на все народы, населявшие древнерусское государство: «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.» И еще: «от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне.»
О подчинённом положении славян Нестор повествует в описании легендарного похода Вещего Олега на Царьград в 907 году: «И сказал Олег: „Сшейте для руси паруса из паволок (плотного дорогого шёлка), а славянам копринные (дешёвый шелк)“…»
В русско-византийском торговом договоре 912 года перечислены имена 15 послов от рода русского, все имеют скандинавскую этимологию. В следующем русско-византийском договоре 945 года среди имён послов появляются славянские имена, и клятва именем славянского бога Перуна, что свидетельствует о процессе слияния руси со славянами. В 944 году русь в последний раз упоминается отдельно от славянских племён, после этого всегда только как название государства и его населения. К этому времени варяжский народ русь был поглощён славянским окружением, оставив ему только своё имя. Варяжская дружина ещё продолжает упоминаться в правление Владимира и Ярослава Мудрого.
Откуда пришли варяги-русь — летопись не уточняет, сообщает только, что из-за моря.
Большинство событий летописи датированы, однако эта хронология (для IX—X вв.), как доказывают сравнения с независимыми источниками, далеко не всегда точна и поэтому носит условный характер
Западно-европейские источники

Первое датируемое известие о Руси содержится в Бертинских анналах и относится к 839 году, то есть к периоду более раннему, чем описан в древнерусских летописях.
В анналах сообщается о посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому 18 мая 839 года. С византийским посольством были посланы некие люди, которым Феофил просил оказать содействие в возвращении на родину:

«Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть.»[4]

Существование Руссии в 1-й половине IX века содержит и другой современный источник — список племён «Баварского Географа». В этом списке среди народов, которые не граничат с Франкской империей и находятся к востоку от неё, упоминаются Ruzzi. Рядом с племенем Ruzzi стоит племя Caziri, из чего историки идентифицируют пару русь—хазары. Согласно списку обитала восточнее пруссов и не относилась к жителям Скандинавского полуострова, которые не перечислялись как находившиеся к северу от границ империи франков.

В Раффельштеттенском таможенном уставе (ок. 905 г.) упомянуты руги как вид славян. Некоторые историки полагают, что речь идёт о русских купцах на среднем Дунае во времена Вещего Олега. Другие полагают, что речь идет о придунайских славянах, населявших земли, где в V веке обитало германское (готское) племя ругов.

Описание русов приводит Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году. Описывая разгром флота Игоря Рюриковича в 941 году, он замечает: «В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”. Королём этого народа был [тогда] Игорь;»[5]
Византийские источники

Византийцы называли народ не русами, а росами, предположительно, по аналогии с названием демонического библейского народа рош.[6]
Первое упоминание в византийских источниках, возможно, относится к описанию набега на византийский город Амастриду (на южном побережье Чёрного моря) в «Житии Георгия Амастридского». (не позднее 842 г.). В «Житие Георгия» росы названы «народом, как все знают, в высшей степени диким и грубым». Ряд исследователей не поддерживает версию об авторстве Игнатия и считает, что описанные события имели место при набегах руси в 860 или даже 941 годах.

Другой источник о русах — русская редакция «Жития св. Стефана Сурожского», составленная в XV веке, возможно на основе не дошедшего до нас раннего византийского оригинала. В житие некий русский князь Бравлин совершает набег на Крым, но после чуда при гробе Стефана Сурожского крестится и отпускает всех пленных христиан. Если событие действительно имело место, то оно датируется рубежом VIII—IX веков.
В популярной литературе встречаются упоминания о набеге руси на греческий остров Эгину (недалеко от Афин) в 813 году[7]. Данный факт происходит от ошибочного перевода имени арабского (берберского) пирата Maurousioi как «русский» в «Житии преподобной Афанасии Эгинской»[8].
Набег русов на Константинополь в 860 году эмоционально отражён в нескольких византийских источниках. Патриарх Фотий, переживший осаду Константинополя, в одной из речей-проповедей сразу же после ухода русов так охарактеризовал их:

«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчет, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным… народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий…»[9]

Судя по словам Фотия, византийцы были осведомлены о существовании руси. В 867 году Фотий в послании восточным патриархам говорит о руси, упоминая и так называемое первое крещение Руси:
«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,... поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере ... , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»[10]
Фотий не называл имён русских предводителей, по версии летописца Нестора набег совершали варяги Аскольда и Дира. Как предполагают современные историки, эти же варяги и приняли христианство вскоре после успешного похода на Византию. Когда русь во главе с князем Игорем вторично осадила Константинополь в 941 году, византийцы уже идентифицировали воинственный народ. Продолжатель Феофана сообщает: «На десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков.»[11] К франкам византийцы относили всех жителей северо-западной Европы. В описании набега на Константинополь 860 года тот же Продолжатель Феофана называл русов «скифским племенем, необузданным и жестоким»[12]. В византийских сочинениях с X века название скифы или тавроскифы прочно утвердилось за русскими как некоторый эквивалент понятию — варвары с северных берегов Чёрного моря.
Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении «Об управлении империей», написанном около 950 года, византийский император Константин Багрянородный.

«…Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию.»[13]

В июне русы с товарами и рабами сплавляются вниз по Днепру до Чёрного моря, причём названия днепровских порогов перечислены Константином на двух языках: «по-росски и по-славянски». В устье Днепра, на острове, русы отдыхают перед выходом в море:
«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай.»
Арабо-персидские источники

Страны Арабского халифата, обладая высокоразвитой географической наукой, оставили богатые систематические описания территорий вокруг своих границ. Восточный мир вначале узнал о руси как о купцах. С кон. IX века прикаспийские государства становятся объектом их набегов. Не отмечено, чтобы кто-нибудь из авторов в IXX веках побывал на Руси. Все их сведения взяты из слухов, личных наблюдений за купцами-русью и более ранних трудов.

Начальник почт у багдадского халифа Ибн Хордадбех (писал примерно в конце 860-х годов) стал первым из арабоязычных авторов, упомянувший в «Книге путей и государств» народ-племя русь:
«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису [Дон] — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан [Каспийское] и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать.»[14]

Ибн Хордадбех оказался единственным автором из арабского мира, кто вывел русь от славян. Остальные авторы описывают их отдельно.
Мухаммед ибн Исфендиар, персоязычный автор начала XIII века, в «Истории Табаристана» сообщает о появлении русов на южном побережье Каспия во 2-й половине IX века:

«Прежде того [909 года] они [pусы] были здесь [в Абаскуне] при Хасане ибн-Зайде [864—884], когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил.»
Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 921 году, оставил уникальное описание внешнего вида и обычаев русов, а также обряда кремации знатного руса в ладье. Ниже приведена лишь часть личных наблюдений Ибн Фадлана :

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл [Волга]. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [чего-либо] и тому подобного…
Дирхемы русов [деньги] — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…


И собирается [их] в одном доме [в торговом поселении] десять и двадцать, — меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своей потребности…


Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа…
В случае, если между двумя лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в силах достигнуть примирения, он выносит решение, чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот, кто окажется победителем, на стороне того и правда.»[15]


Арабский географ персидского происхождения Ибн Русте составил в 930-х годах компилляцию сведений от разных авторов. Там же он поведал о русах :
«Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды.
Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян.
Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом“.


Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов [или селений], ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…
Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…


Они мужественны и храбры. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаравары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым затем и привязывают.»[16]
Багдадский путешественник Аль-Масуди в 940-х годах оставил заметки о русах, основанные на рассказах жителей Табаристана и других прикаспийских стран. Он достаточно подробно рассказал о неудачном походе русов на Каспий в 913 году, но собственно о русах написал немного:

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди разрядов их находятся сакалиба [славяне] и русы, которые живут на одной стороне этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай [...] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами.[...]
Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. [...]


Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана[17], которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»[18]

Багдадский книжник Ибн Мискавейх описал подробно набег русов на азербайджанский город Бердаа в 944—45 году. Там он дал некоторое описание русов, какими их запомнили местные жители:
«Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие… Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими…
Когда умирал один из них [русов], хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю… После того как дело русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.»[19]


Багдадский писатель Ибн Хаукаль писал около 976 года, но для описания немусульманских народов использовал более ранние источники. Часть его заметок о русах восходит к сочинениям 920-х годов географа ал-Балхи[20]:
«И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. [...] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. [...] Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают ее желтой (или черной) краской.»[21]

Географический трактат «Худуд ал-Алам» («Книга о пределах мира от востока к западу») был составлен неизвестным автором в 982 году на основе более ранних сочинений. Его заметки о стране русов восходят к арабским трудам IX века и, возможно, описывают земли русов 1-й половины IX века:

«Это обширная страна, и жители ее злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их назывется Рус-каган [...] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им [...] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи [...] Куйяба — это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. С.лаба — приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб — город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.»[22]
Хазарские источники

Источники, происходящие из ближайшего южного соседа Руси — Хазарского каганата также содержат современные сведения, отражающие непростые отношения двух стран, однако они ничего не сообщают об этнической принадлежности русов.
В письме анонимного хазарского автора (ок.950) упоминается «царь руси» Хельг, и описывается война Руси с Хазарией и Византией (в последнем случае речь идёт о походе 941 г.).

«Роман [византийский император][злодей послал] также большие дары Xельгу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника [...] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху [...] И оттуда он пошел войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: "Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его.» [23]

Выдержка из письма хазарского царя Иосифа, ок. 960 года отражает ситуацию непосредственно перед разгромом каганата Святославом:
«Я охраняю устье реки [Волги] и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и [точно так же] всех врагов [их] на суше приходить к «Воротам» [Дербенту]. Я веду с ними [русами] войну. Если бы я их оставил [в покое] на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада.»[24]
В этом же документе среди данников хазарского царя упоминаются славяне.
Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду скандинавов (см. Русь). На севере (Новгородские земли) скандинавское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году, однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства.

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость на месте стоянки финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало


преимущественно славянским (предположительно кривичи)[25]. В конце 830-х Ладога сгорает и состав ее населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)
К середине IX века археологи относят возникновении Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики. [26] Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[27] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди не славянских племён.
В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волго-Балтийский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности.

Ладога стала ключевым городом, через который проходил поток арабского серебра в Европу. Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити.[28]
См. также
Примечания
  1. О. Н. Трубачев. К истокам Руси
  2. [http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm Г.В. Вернадский "Древняя Русь" Гл. 6 п.8]
  3. «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  4. Бертинские анналы. Год 839.— Анналы Сен-Бертенского монастыря
  5. Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
  6. М.Я. Сюзюмов К вопросу о происхождении слова Pωζ, Pωσια, РОССИЯ // Вестник древней истории, 1940. №2
  7. Датировка набега 813 годом неправильна, так как привязана к эдикту императора Михаила. Данный эдикт о замужестве вдов за иностранных христиан был выпущен императором Феофилом, и набег имел место около 828 года
  8. Life of St. Athanasia of Aegina
  9. Вторая гомилия патриарха Фотия на нашествие росов
  10. Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского, к Восточным Архиерейским Престолам
  11. Продолжатель Феофана. Царствование Романа I.
  12. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. Книга IV. Михаил III
  13. Константин Багрянородный. Об управлении империей.
  14. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986;
    Фрагменты из Ибн Хордадбеха по Гаркави
  15. Пер. А. П. Ковалевского, «Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг.», Харьков, 1956
  16. Фрагмент Ибн-Даста (Ибн-Руста) о русах по Гаркави ;
    Фрагмент Ибн-Руста о русах в переводе Хвольсона
  17. Слово лудзгана восстанавливается как ладожане или урмане (норманы).
  18. Аль-Масуди, «Россыпи золота», гл. XVII
  19. Ибн Мискавейх. Набег русов на Бердаа в 944—45 году.
  20. Биографические заметки о Абу Зайде ал-Балхи
  21. Из «Книги путей и государств» Абуль-Касима Мухаммеда, известного под прозванием Ибн-Хаукаля
  22. «Книга о пределах мира от востока к западу» (Худуд ал-Алам). § 44. Рассказ о стране русов и её городах.
  23. Коковцев П.К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века.
  24. Коковцев П.К., «Еврейско-хазарская переписка в X веке». Пространная редакция ответного письма хазарского царя Иосифа.
  25. А.Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.
  26. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища
  27. Статья об археологии ярославских могильников
  28. В.Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.)
Внешние ссылки
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 15.02.2012, 18:57   #66
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Уважаемый Кузнец! А можно не копипастать кубометрами, а выписать главное или, ещё лучше, свои оригинальные мысли?
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.03.2021, 13:58   #67
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию Северная Русь и конфликт с норманнами (аскеманнами)

Цитата:
Любопытно, что если скандинавы рассматривали, как позорную черту, обритые бороды и волосы, то славяне, в свой черед, рассматривали, как позорный, "бабий", обычай скандинавов носить длинные волосы и заплетать их в косы. Предание, сообщаемое польским хронистом Кадлубеком, говорит, что, по мнению поляков, скандинавов принудили носить "женские" прически покорившие их славяне, в знак подчинения и позора(82).

...данные "причёски" - не единственные, позволяющие отвергнуть версию о скандинавском происхождении русов и убедиться в балтославянских корнях последних. За это описания татуировок русов, их одежды, вооружения и боевого искусства, имена и изображения их Божеств и устройство святилищ, обстоятельства принятия ими христианства, их письменность и имена - всё, что можно объединить в понятие этнического портрета. Но именно "причёска" ярче и очевиднее чего бы то ни было доказывает - на Дунай пришёл во главе своих славянских дружин князь Святослав, а не вымышленный норманистами "конунг Свендислейф"(87).

http://c-news.info/modules/smartsect...php?itemid=679
__________________
Разум есть способность из Хаоса сделать Космос. (А.В.Г., 1991-1994)
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.03.2021, 14:00   #68
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

1. Летописный облик Святослава и др., "ничем не отличавшийся от дружины его", сохранился в веках в традиции запорожцев и др.

2. Ранение головы в бою на обритой и чисто вымытой голове гораздо безопаснее, чем в заросшей волосами, пропылённой, завшивевшей и свалявшейся; заживающая рана с попавшими вовнутрь растущими внутрь тела волосами - не радость.

3. Римляне брили усы и бороду.

4. Гусары и сикхи брили бороду, оставляли усы. Буддисты бреют и голову.

Суеверие Самсона и его соплеменников -- это его проблемы.

"Ты можешь ходить, как запущенный сад,
А можешь всё наголо сбрить.
И то, и другое я видел не раз.
Кого ты хотел удивить?!"

По-видимому, у славян женщины и дети ходили с длинными волосами, мужчины обстригали их до умеренного размера, а дружина киевского князя обривалась. А вот Новгород, Москва, Усть-Юг и др. гораздо севернее, там стальной шелом на лысый череп натягивать в мороз несладко. Есть, конечно, подшлемники... В каждой местности -- свой обычай, установленный опытом.

На моей памяти, длинные сальные патлы характерны для некоторых священнослужителей (некритично воспринимающих понятие "образ Божий"), иудеев и маргиналов.

Всему есть мера...
__________________
Разум есть способность из Хаоса сделать Космос. (А.В.Г., 1991-1994)
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.03.2021, 14:01   #69
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Замечу, что единственный источник, упоминающий о некоем конфликте славян и норманнов -- упомянутый польский. Если он и безошибочен, если такой конфликт и был, то последующие века обошлись без таковых конфликтов. Может быть, польский летописец перепутал норманнов с данами?

Более поздний кровавый конфликт банды (из славянских племён юго-восточного побережья Балтики и норманнских северобалтийских) под руководством Рюрика и новгородского народа под руководством Вадима Храброго -- то, по-видимому, из оперы на тему "спор славян между собою".

Шведы, как некоторым кажется, значительно онемеченные норманны. Финны -- навряд ли норманны, на глубину тысячелетий коренные жители тех мест, наши почти родственники. С норвежцами же (потомки норманнов) у нас проблем вроде бы никогда не было. За исключением кратковременного периода гитлеровской оккупации; но в Норвегии было и Сопротивление.
__________________
Разум есть способность из Хаоса сделать Космос. (А.В.Г., 1991-1994)
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.03.2021, 14:02   #70
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

>восточная граница славянских племён для этого времени не может быть определена.
= Прям-таки не может, и всё тут :-) Уточним: пока достоверно её определить не удалось, да и она была непостоянна.
= Многочисленные археологические находки показывают близость материальных культур и антропологии племён на всей Восточно-Европейской равнине (лесостепная часть), по долготе -- от Восточной Германии и Подунавья до Приволжья, очагами в Приуралье и на Урале. Население этой области было как минимум на порядок больше населения Древней Греции или Египта. Население, по существу, коренное, прослеживается преемственость и близость антропологии со времён палеолита. Межплеменные связи обеспечили, с одной стороны, этническую однородность всей этой земли, с другой стороны, плавную географическую изменчивость антропологического типа вследствие браков с иноплеменными соседями: с севера, в лесной таёжной полосе -- с финно-уграми, с запада через лесную полосу -- с германцами и кельтами, с юго-востока -- со скифо-сарматами, аланами, позднее -- германцами остготами неясного происхождения и проникшими аж в Подунавье "обрами" (традиционно усматривают в них пра-аваров, но есть альтернативные версии -- "ибри, абри, хабиру" и "обдоры", т.е. "мамонты" -- навряд ли ненцы или ханты-манси, см. Обдорск, никак не подходящие под описание обров, наименование именно "обДОры" в контексте посылания , как к чёрту, к могущественному злому племени, есть в летописи, это не к животным мамонтам, т.к. слово мамАнт означает "кормилец"); с востока -- с сако-массагетскими племенами и осевшими дальними кочевниками вроде башкир; ведутся споры о принадлежности крупных древних поселений на Средней и Нижней Волге.

Разные авторы именуют племенные общности наших предков, живших в разных углах нашей земли, по-разному -- венеды (венеты, энеты, венды, венты), анты, сколоты, склавины, "скифы-пахари". Исследуется предположительная связь с племенами, называемыми разными авторами "руги, ругии, рузии, рутены, расены, роксоланы, русколаны". Отдельные современные авторы (в т.ч. на форуме КПРФ) исследуют связь между терминами "склавины" и "сакаласа" (из Эгеиды, конкретно -- Троады), производят название венетов и антов от имени Эней (Веней). В летописях упоминаются женские имена Слава, Славуня, Солова, мужские имена Славей, Словей, Соловей (вовсе не который "разбойник Одихмантьев сын"; кстати, в лубках оного разбойника рисуют ярким монголоидом, между тем "Одихмантий", Одегмант -- ну никак не монгольское и не татарское имя), в 100 раз чаще -- абстрактное понятие слава (лат. gloria), племя словене. Попытки гибридизировать "КеЛьТов" и "сКоЛоТов" пока не увенчались успехом. Зато у летописцев есть Коло, Кол[о]яда, Колоксай.

По-видимому, скифо-сарматы взаимно участвовали в этногенезе восточных славян и в итоге частично слились с последними (исключая тех из скифо-сарматов, кто занял Восточное Закавказье и Северную Месопотамию, а также остался кочевать в Северном Причерноморье). Это привело к контактам разного рода с восточными и южными соседями древних скифо-сарматов -- ассами (азами, по-видимому, пра-осетинами и пр-норманнами "аскеманнами", в т.ч., как предполагают некоторые авторы, и предками остготов), аланами, обрами, хазарами, пришельцами гуннами (сюнну, хунну).

Отдельные авторы (в т.ч. на форуме КПРФ) предполагают общность происхождения названий "асс" и "расс", "арс", "арыс", "урус", "урос", "урсус"; по-видимому, эти племена разошлись вразные стороны из Приазовья -- кто на Кавказ, кто до Дуная, кто в Скандинавию.
__________________
Разум есть способность из Хаоса сделать Космос. (А.В.Г., 1991-1994)

Последний раз редактировалось А.Лексей; 28.03.2021 в 14:07.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Словарь-минимум языков народов СССР (приложение к теме Министерство Образования) А.Лексей Русская культура и искусство 265 09.05.2024 15:25
Записки дилетанта. ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. А.Лексей Наука и образование 37 24.04.2021 17:09
История и Теория Старик Русская культура и искусство 17 26.12.2007 11:42
Путин хочет стать президентом Союза В. Иванова Обсуждение статей из красного интернета 0 04.09.2007 19:46
Вавилов - Лысенко (история) Рэм Трефин Наука и образование 42 24.06.2007 01:18


Текущее время: 00:25. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG