Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Свободная трибуна > Русская культура и искусство

Русская культура и искусство Русская и советская культура, искусство.

Ответ
 
Опции темы
Старый 16.12.2007, 15:52   #31
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Дополнение.

Черемисы... Черемный, чермный ... Черёмуха ... Червлёный, червонец, черевень ...

Ярко-красный, близкий к рыжему.

Кереметище, череметище, шереметище -- предположительно, имеет смысл "красное место, красная площадь, красная горка".

Фонетическая ассоциация "черемисы -- шереметы -- сарматы".

Татарское слово "саламат, сэлэмэт" (здоровье, здоровый, ражий, сильный).

-----------------------------------------------------------
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 16.12.2007, 16:12   #32
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Славянский корень "-КУД-"

Кудель
Кудри, кудрявый
Кудлатый

Автоматически объяснены загадочные прежде слова:

Кудеяр-атаман разбойников (Яр-куд, Ар-куда = медведь)
Кодьяк (кудьяк = медведь Алеутских островов)
Прокуда (хитрец, обманщик, путаник)

Скудно (1. разорено, бедно, всмятку, не выпутаться, 2. Бедно, предположительно, родственно "скубти, скубать" -- скрести, выскребать дочиста, догола)
Паскуда (вредитель, приводящий к скудности)

--------------------------------------------------------------------

Пенязь, пенза -- чешуя (рыбья "одежда", с виду напоминающая пену).
Пене, пенза -- чешуйка, монета, деньги.
Пеняти, пенять -- предъявлять обвинение, претензии, требовать возмещения ущерба.
Пеня, пени -- разновидность виры (штрафа).

Кажется очевидной связь с североитальянским словом "пенальти" (пеня в спортивной игре), а именно, происхождение "пенальти" от славянского "пени".

Очевидна связь с англосаксонским словом "пенс", не имеющим объяснения ни в в английском языке, ни в саксонском диалекте немецкого; очевидно его происхождение от славянского "пенза, пенязь" -- мелкая серебряная монета, "чешуйка". На пензах московского князя изображали всадника (Геогрия Победоносца) с копьём (см. "копейка").
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.01.2008, 08:10   #33
Борис Кирпиченко
Местный
 
Регистрация: 17.12.2007
Сообщений: 6,219
Репутация: -311
По умолчанию

Деньги - дэнхэ, таньга, дякую (укр), danke (нем) - общепринятый вещественный знак благодарности.
Борис Кирпиченко вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.07.2008, 18:21   #34
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Я бы усомнился, что это "общепринятый" и что это "знак благодарности", но дискуссию заводить лень за очевидностью.

А вот то, что это есть (должен быть) гарантированный (обеспеченный) государством эквивалент товаров -- так это по определению.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.07.2008, 19:25   #35
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Вернёмся немножко к древнеславянскому пантеону.
Кое-что опубликовано в http://forum.kprf.ru/viewtopic.php?t=28523&postdays=0&postorder=asc&sta rt=15

-----------------------------------------------------------------------------

ГОРШКОВ Алексей Владимирович

Об отождествлении физического Солнца с Ладо, Рода со Сварогом, Ма-Коши с Матерью-Свах среди верховных божеств древнеславянского пантеона.

Аннотация
В послеанимистическую эпоху матриархата единым божеством протославян была Ма (с племенными эпитетами). В работе доказано, что она -- небесное божество, описываемое и изображаемое с крыльями, а вовсе не гигантскими руками или рогами. В работе показано, что её дети -- юноша Ладо (Оладо) и девушка Леля (Олеля) отождествляются с Солнцем и Луной соответственно. Менее достоверно, что Ладо одновременно звали и Радо, и при этом Род (Рож, Руд) тождественен Сварогу. Выдвинута и обоснована гипотеза, что Ладо (Радо) тождественен Роду (Сварогу, Ругу), который в эпоху перехода к патриархату заместил собой высшую "должность во Вселенной". Это позволяет с единой точки зрения описать всю небесную составляющую древнеславянского пантеона как Ма и её потомков, причём мужское божество предстаёт в более позднее время в ряде ипостасей. Происхождение упоминаемого в славянских мифах Орея (Орая, Арея) и его отношение к Ма выяснить пока не удалось.

Работа относится к истории религии с элементами палеоэтнографии.
Известны проблемы: 1) неясных функций детей богини "Макошь" (с вариантами звучания) в древнеславянском пантеоне, 2) неясного происхождения имени бога "Сварог", а также 3) неясного назначения "поднебесных рук" изображений Макоши и "дерева" на голове изображений женского божества в древних Северной Индии и Пакистане. Основная задача работы состоит в выяснении роли Ладо (с вариантами звучания) и возможной синонимизации его с другими известными именами пантеона. Методом работы является в основном этнографический, с привлечением элементов лингвистики, литературных и изобразительных данных археологии.

1.

В эпоху, непосредственно наследующую первобытному анимизму, древние славяне (как минимум, предки восточных славян) обладали монотеистической по существу религией. Это известно для многих независимо образованных религий разных народов мира, например, для Египта не позднее чем с 24 в. до н.э. ("единый творец видимого и невидимого мира" Ра-Атум, упоминаемый в текстах в гробнице царя Унаса) и до сих пор у ряда практически изолированных племён Южной Америки и Океании. Монотеизм можно считать логическим "свёртыванием", смысловым упрощением анимизма до вымышленной "первоосновы, первопредка".

Предполагают [1], что у протославян первоначально таким божеством была матриархальная Ма (Ма-Кошь, Мокошь, Макуша, Макошь дива, Макошь дева, Жива, Зива, Сива, Савушка). Во-первых, аналогично зовут верховное женское божество не только у славян, но и неславянских народов (Ма-Дивия, Ма-Дия, Джива, Дзива, Шавушка и др.), имеющих прямое отношение к санскриту ("джива"= живая душа, "дэви" = молодая женщина, плодородная богиня, славянское слово "диво", общеиндоевропейский корень "ма-" = мать, санскр. "мата"=мать), и кроме многочисленных аргументов археологического, археолингвистического, этнографического и фольклорного характера, приведённых в [1], это подкрепляется теми фактами, что, во-вторых, парное ей по значимости патриархальное божество у близкородственных народов называют несколько по-разному или синонимично с непохожим звучанием (Род, Дый, Див, Дзеус, Дид, с корнями Свет-, Свят-), что было бы маловероятно при первичности патриархального божества, в-третьих, в древнеславянских сочинениях термином "мати" обозначают всё что угодно (как женского, так и мужского и среднего рода), являющееся прародителем (и, соответственно, старшиной) чего-либо (женского рода "мати сыра земля", "птица Стратим всем птицам мати", мужского рода "зверь Индрик всем зверям мати", среднего рода "... всем деревам мати"; а также "... всем землям мати", "материк", "матёрый" и т.д., и т.п). Можно предположить, что слово "мати" производное при искажении звукопередачи от "ма ти, мата, ма-тея, матья, ма-дья, ма-дия, ма-дивья, ма-дивия, ма-дэви (вариант: ма-дева)".

Итак, автор считает вполне доказанным, что в послеанимистическую эпоху у протославян верховное божество было монотеистическим женским и обладало именем собственным Ма (с племенными вариациями); нетрудно выдвинуть гипотезу, кажущуюся очевидной, что имя сие происходит от первых звуков, издаваемых новорождёнными.

Пока что не представляются основательными попытки вымыслить смысловое сходство славянского "ма ти" и шумеро-вавилонского "тиамат" (изображение: антропозооморфное крылатое чудовище женского пола времён перехода от матриархата к патриархату), тем более славянским "тьма", через лишь фонетическое сходство "ти а мат, дия мати, теа мати" даже с учётом полинезийских слов "теа" = небо и "тити" = грудь, потому что функции Ма у славян и Тиамат у шумеров и вавилонян несравнимы: персонаж Тиамат третьестепенный. Автор не исключает, что при археологическом накоплении шумерских легенд будут обнаружены более ранние истоки легенды о Тиамат и Мардуке, которые изменят представление о роли Тиамат. В интернет-литературе есть необоснованная попытка спекулировать на противопоставлении вымышленных конструкций "Теа-мать, Мать-Тея, Мать-Дивия" (Тиамат, ставшая в междуречье "дяволом") и "Мара-дух, Рама-дух, Рам-дух, Ра-дух" (Мардук, ставший в Междуречье победителем "дьявола") как якобы мифологическом отражении какого-то крупного древнего конфликта двух крупных народов или гражданской войны внутри единого прежде народа (по социально-религиозной линии "за матриархат"/"за патриархат").

2.

Для более позднего времени патриархата изменение общественной жизни отразилось и на структуре пантеона, на первое место выдвинулся и стал занимать его парный Ма бог, как убедительно доказано в [1], по имени Род -- у восточных славян, тождественный южно-европейским и южно-славянским по именам Дзеус [прото-Зевс], Дый, Дей. Есть в литературе и сведения о именовании центрально-западными славянами его Дид [изваяния и идолы которого именовались местами Дилд, Дылд, Дил],у центральных, северных и восточных также Свет-, Свят-, у прибалтийских -- Рож, Рогд, Свет-, Свент-, имена личные и названия местностей Радогощ, Радогост ("твердыня Рада", см. далее), у южных также имя существительное ру[h]="дух, дых, раж, вдохновение", Руж, Руш как первичной божественной или жизненной, питательной сущности.

Можно предположить, что имя собственное или имя нарицательное "первичной" божественной личности (женского либо мужского, либо бесполого, либо двуполого) у древних индоевропейцев начиналось со звука "Д". Тогда, как отмечено в [1], в тех местностях, где прошло замещение первичной монотеистической религии на какую-либо альтернативную, имя "старого" бога стало означать поверженного противника "нового" бога: так, "джива, дэви, див, дэв, дэйв" в местностях от Закавказья до Ирана и юга Средней Азии означает демонов и противников действующего верховного божества, а "дьяус, дзяус, дэйвл" и т.п. означает "врага, противника" действующего верховного божества от отдельных местностей Ближнего Востока и Эгеиды до наследовавших соответствующие вторичные религии стран Европы.

Итак, этим обосновано мнение о тождественности верховного патриархального божества, носившего, по [1], у разных славянских и родственных им племён разные имена собственные -- Род, Рогд, Рож, Радогощ, Святовит, Свентовит, Световид, Дый, Дий, Дей, Дзеус, а также имена нарицательные (или, не исключено, собственные) Дид, Дылд, Дэйв, Свет, Свят, Руг (Рух), Руш. Имена же нарицательные или существительные женского рода "дива, дева, дивия, дия" происходят, по-видимому, от санскритских "джива, дэви", см. выше, либо обладают общим с ними присхождением.

В [1] предположено происхождение греческих слов "теус" и "деус" с родством вышеупомянутому "Дзеус" и т.п. Автор здесь отметил бы и фонетическое (смысловое не вполне основательное) сходство "теус" и полинезийского "теа"=небо, в частности, "раиа теа" = ясное небо; сюда же обращаю внимание читателя на поразительное сходство смысла в похоже звучащих тюркских и арабоязычных (вошедшем позднее в языки христианских стран) словах "рай", "райа" (лёгкое, ясное) и славянских словах "ирей, вырий", слов языков многих народов Евразии "выр, юр, яр, ёр" как крутого высокого (а в таёжных местах это, по опыту путешествий, всегда сухое, красивое, плодородное и без гнуса) места.

3.

Заслуживает предварительного внимания и атрибут "-кош, -кошь" в имени Макоши. Рыбаков [1] обосновывает его как "богатство, достояние, стадо" и т.п.; действительно, на древнеславянском "кош, кошт, кост, гост, кость" = "богатство, капитал, твердь, кость", но, памятуя о названии подразделения войска запорожских казаков "кош" и о слове "кошель", можно толковать его и как "общество, племя, объединение". Однако в этнографической мифологической литературе автору встречалось выражение "прилетели кошки", "на ветвях сели кышки", вызывавшее большое удивление, т.к. по смыслу это явно птицы, а не млекопитающие семейства кошачьих. Но тогда становится возможным третья гипотеза о значении атрибута "-кош" : если это означает "птица", то, следовательно, "Ма-кош" может означать и "Мать-птица, крылатая Мать", тогда объясняются разом три артефакта искусства разных народов и времён. Во-первых, загадочные поднятые кверху несоразмерные разлапистые "руки" Макоши, как бы подпирающие небо (аналогично: индуистское полусущество Пуруша), могут быть объяснены не как руки [1] и не как рога "матери-лосихи" [1], а как крылья. Во-вторых, к этому могут иметь отношение изображение в ряде деревянных памятников старины русского Севера и Центра в навершии крыши избы -- птицы с распахнутыми в стороны и вниз крыльями, охватывающими сверху верхний край крыши, отдалённо похожее есть на древневавилонском медном барельефе [2] с птицей, рогатым зверем и львом. В-третьих, хотя и маловероятно, но можно предположить родство с "Матерью-птицей" или "Матерью-лосихой" -- загадочных многочисленных изображений женщины с "деревом" на голове [2] цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро, не находящей объяснений в известной мифологии. В-четвёртых, не исключено (хотя и ещё менее вероятно) родство древнеславянской Ма-коши и женских скульптур Шумера, Лагаша, Ларсы, изображающих сидящую или стоящую женщину с чертами лица, близкими к индоевропейским, в платье или накидке из явно птичьих перьев [2] (да уж навряд ли из горностаев или соболей) обычно обозначаемую в литературе как "царицу" или "жрицу" без достаточных на то оснований. В-пятых, возникает почти вымышленная ассоциация между "Птицей-матерью" и птицей Стратим на "древе мировом", с русалками-птицами, сидящими на ветвях оного древа.

Итак, Ма-кош в любом случае, судя по её изображениям, имеет прямое отношение к небу -- будь то подпирающие его руки либо распахнутые вверх в стороны крылья.

Наконец, необходимо указать, что в удмуртском языке "кыш-но" означает "жена", т.е. ещё одно толкование имени Макошь может быть Ма-кыш, т.е. мать-жена; однако такая гибридизация двух разных не очень-то родственных языков навряд ли вероятна; поблизости, у марийцев, отмечен сохранившийся до 20 в. культ матери-лосихи.

4.

Ма- и Род находятся, по-видимому, в близких отношениях, т.к. мифологические изобразительные сюжеты объединяют Рода с "рожаницами", а Макошь с её малыми детьми -- мужского рода Ладо (в фольклоре русского Севера, Центра и Запада упоминаются: Ладо, Дид-Ладо или дид Ладо) и и женского рода Лелей (в фольклоре упоминаются: Леля, Ляля, Люля, Люляша, Олеля, Алеля, Оляля, Полеля). Несомненна связь этих имён с именем нарицательными "ляля, люляша" (происходящих, по-видимому, тоже от первых звуков новорождённых) в смысле маленького ребёнка. Несомненна и связь имени "Ладо" со словами "лад, ладно, поладить, сладить, наладить" в смысле лада, гармонии.

Навряд ли обосновано по смыслу замечаемое в литературе некоторыми авторами фонетическое сходство ребёнка мужского пола Ладо и этрусского и древнеримского божества, взрослой женщины Лето (Латоны).

По-видимому, ошибкой авторов сказки и оперы 19 в. является приписывание мужского рода в форме "Лель" с последующим кочевьем в современную литературу (имена персонажей и клички животных) и приписывание женского рода в форме "Лада", употребляемое начиная с 20-го в. в качестве имён людей, кличек животных и товарных знаков.

Итак, Рыбаков [1] высказывает и так обосновывает гипотезу о тождестве "рожаниц" с Макошью и Лелей -- старшей женщины-прародительницы и подчинённой ей молодой женщины-родительницы настоящей или будущей.

5.

Если с должностными функциями в пантеоне Макоши и Лели всё более или мнее ясно, поскольку иных значительных женских божеств там нет, не считая третьестепенных вил, берегинь, русалок (птиц, в последние 1-2 века ошибочно рисуемых незнающими художниками рыбообразными на основании стилизованных изображений птичьих хвостов, см. в обширной литературе с иллюстрациями с изображениями не позднее 18-го века в центре, на юге и востоке России и не позднее 1-й половины 20-го века на русском Севере), кикимор, водяних, то функции Ладо пока что неясны совершенно.

Высказываются [1] гипотезы о именах собственных или нарицательных "Яр", "Ярило" как эпитетах божества Солнца как светила, подателя плодородия вообще и мужской половой способности в частности, а именно, об эпитетах Хорса (Хороса, Горуса), изображаемых в виде солнца с лучами, крестов, крестов в круге, "громовых знаков", "вращающихся" свастик ("гуськов"), фаллических скульптур, жаворонков, соколов.

Давно известны гипотезы о значении славянского корня "Ра-" (в словах "радость", "радуга", в церковнославянском написании слова "рАждается", и др.) как относящегося к солнечному сиянию. Это перекликается (не исключено, что случайно) с древнеегипетскими именами божеств Ра-Атум, Ра, Хорас (Горус), следовательно, и с иранским Хорс. А "раждается", имеющее, по толкованиям воцерковлённых людей, отношение и к "рождается" в обычном смысле, и к "радость", наводит на мысль о возможном изменении гласных в именах Род, Рогд и Ра[д], Ражд (ассоциация: на санскрите "раджас" -- страстное, яркое, гордое чувство; в Индии исторически известна высшая правительственная должность "раджа", в Индии и Узбекистане известно мужское имя Радж).

Ключевым моментом исследования стало обнаружение публикации в [3] с описанием сохранившегося доныне обычая встречать Солнце на Ивана Купалу хоровой песней, содержащей обращение к Солнцу "Ой, Ладо, Ладо!"

В самом раннем детстве автор не выговаривал звук "р", произнося его как "л" ("тлактол"), а его сестра не выговаривала звук "л", произнося его как "р" ("Аррёша"). Аналогичная проблема у большинства детей общеизвестна.

Предположим, что в нашей теме не обошлось без местного изменения звучания согласных, т.е. допустим тождественность "Ладо, Дид-Ладо" = "Радо, Дид-Радо", т.е. с учётом опускания гласных в древних письменных источниках -- Рад, Род, аналогично опусканию и появлению гласной в именах "Петро, Михайло, Грицько, Иванко" и т.п.; "ладить=радить, родить", "рада=лада", "рад=лад"; "радуга, радога=ладуга, ладога", что с учётом севернорусского "-га"="-место" (Молога, Волога, Кондопога, Ладога, Онега и др.) означает "место Солнца, лада, радости, гармонии".

Слово "ладонь" же имеет общее и с "ла-донь, ра-дань" (присмотритесь к ладони с разведёнными пальцами людимого человека: не усматриваете ли Вы в ней тёплое ласковое ладное солнышко с лучиками?), и с "долонь". Слово и корень "луч, лук-" -- с корнем "руч, рук-" вызывают ассоциацию с египетскими изображениями Солнца с лучами-руками как подателя жизни (изоражённой в виде крестов "анх").

Слово "оладьи" нетрудно произвести от имени Ладо (Оладо, сравни в севернорусских говорах Леля--Олеля) как северно-славянскую ритуальную пищу в честь Солнца.

Тогда из вышесказанного явственно следует некоторая родственная связь частей имён Ла-, Ра-, Ро- в именах (или эпитетах) Ладо, Ра, Ар (Ал, Яр, Ёр, Юр, Юрей, Юрий, Урей, Ор), Ярило (Арило), Арей (Алый, Орей, Арий), Род, а также Хор, Гор, Хорс, Хорей, Горяй, в русских словах "хорошо, горячо, горшок, гордый, гореть, гоить (здравствовать), ладно, лад, ладить, радовать, рождать, ражий, жар, род, ярь, ярость, яркий, алый (злато-красный, цвет восходящего Солнца), лазоревый, лазурный (алазоревый = полуденный майский небесно-голубой, цвета небесно-солнечного взгляда, цвета минерала лазурита с примесями кристалликов золотистого пирита), радуга, хор, хоровод, хоры", и др., а также в словах языков других народов мира "Ра (солнце, река), Гор (солнце, сокол), Хорс (солнце), Шар , Шур (солнце), Сур, Сурья (солнце), Сир (жар, свет Солнца), Хорасан, алый, алтын, ал (золото), Или (река в Средней Азии и имя божества в Междуречье), элохим (боги), Аль, Ил, Эл, Эль, Аллах, Улла (имя верховного божества в ряде религий мира); алоха, алёохаа, элоха ("добро", "счастье" на языках народов Океании), орто-, орд- (стройный, правильный, прямой), рёрихь, рюриг, люрик, ирик (сокол, топорок), руда, рудый, рдяный, рыжий, друг, хоругвь, взор, заря" и др. т.п.

Пока не будем делать фонетических "спекуляций" на основе этих звуков и округлости зёрен гороха, быстро растущего ввысь к Солнцу (по сказкам многих народов мира, до неба -- обиталища божеств и сказочных существ), выводя слова типа "во времена царя Гороха" от имён или эпитетов Солнца, высших славянских или, тем более, египетских божеств; не будем аналогично предалагать разбирать имя "Орфей" как "Ор-тей" (с притягиванием за уши "солнце-бог"); не будем спекулировать на совсем уж отдалённом фонетическом сходстве имён "Антей", "Оранта", "анты" и т.д.

6.

Но представляется необходимым высказать уже опубликованную автором гипотезу о происхождении имени "Сварог" божества неба, огня, металлургии и кузнечного дела, законов семьи и общества, карателя (молнией) нарушителей законов [1] от санскритского слова "свах" ("сварх, сварга", верхнее пространство, небо с облаками; санскр. "свар-" = рус. "сверх-, верх-"; санскр. "варга, ваджра" = "молния, металургическая печь", слав. "вагранка, варганить") и второго -- но славянского -- корня "рог, рогд, род", что даёт в итоге "небесный бог прародитель", что совпадает с функциями в древнеславянском пантеоне как Сварога, см. выше, так и Рода, см. выше. Сопоставляя имена "Сварог, Свярд, Святовит, Световид" и т.п., можно предположить их тождественность, корень "-свят-" имеет смысл "высший, чистый, светлый, нерушимый" и т.п.

Таким образом, можно предположить, что непонятное первоначально нам имя "Сварог" появилось ЛИБО как прародитель одновременно имени "Род, Рогд" и его эпитета "свет, свят", ЛИБО объединилось из санскритского "Свах" и египетско-протоиндийско-протославянского "Ра, Рог, Гор" (невольные ассоциации с именем "старого богатыря" по имени Святогор). Определённее сказать пока что не представляется возможным. Но попробуем.

Попытаемся опереться на известную цитату "... МАТЕРЬ СВА [варианты: мати сва, свухъ, Сива, Савушка и т.п.] бьёт крылами ... ". Если уверовать в достоверность первоисточника, то получается, что его автор считал прародительницей славян (или людей вообще, или Вселенной вообще) существо женского пола с именем собственным Сва либо с эпитетом "свах" или именем нарицательным "сва" (невольные ассоциации с существительным индейцев Северной Америки "скво" = "жена", антропологически близких к древнейшему населению Сибири и Урала). Это точно аналогично выведенному выше факту прямого отношения Ма к небу ("свах") и к гипотезе о крылатости Ма-коши (см. выше). Это наводит на мысль о тождественности Ма-коши (Ма-дивы, Ма-теи) и "матери-Сва" и о ещё более близком её родстве со Сварогом (Свах-Рогдом). Если "Сва, Свах" является эпитетом (Сва-Рог = небесный бог-прародитель), то ни матриархальное, ни патриархальное божество не обязаны быть потомками друг друга и, по-видимому, божественные супруги. Если же была в древности традиция давать потомку имя со включением в него как части имени хотя бы одного из родителей (например, матери), то Сва-Рог (Род) -- бог-потомок матери-Сва. А может быть и так, что Свах и Род -- божественные предки, а Сварог мыслился мифотворцами как их потомок: этим можно объяснить (намного позднее) разделение функций Рода и Сварога. Однако не стоит опираться на не считаемый пока что вполне достоверным первоисточник.

Древнерусские летописи обозначают огонь и славян родовой принадлежностью "сварожичи", т.е. потомки Сварога.
Это перекликается с разнообразными оттенками красного (алый, рдяный, червонный) и красно-оранжевого (рыжий, червлёный) цветов, издревле любимых славянами в быту и в бою (для раскраски знамён, одежды, обуви и оружия). О том же говорят находки изобилия минеральных красок -- гематита (кровавика), лимонита (охры и сурика) в жилищах коренной (восточно- и центрально-европейской) части протославян со времён палеолита, а также с характерным цветом кожи вследствие свежего сезонного загара и банных процедур, а также с особенностями национального характера.

7.

Обопрёмся лучше на фольклорно-мифологическое имя или эпитет с именем "Дид Ладо". Таким образом, Ладо в мифологии не остался малолетком, а стал неким божественным родоначальником, судя по его титулу "Дид". Однако все следы деяний собственно Ладо в мифологии утеряны либо пока не обнаружены (срочная работа этнографам русского Севера, Востока и др.); куда же он подевался?! Не вводя "лишних сущностей" в пантеон, предположим, что "Дид Ладо" есть никто иной, как указанный выше сын Ма-коши Ладо, он же "Радо" -- Род, относительно неплохо известный, он же Солнце.

Вспомнив людские имена Рогдай, Рогдый, Гордий, Гордый, Гордей и поделив их очевидным образом на два корня, приходим к тем же выводам, что и выше, с той поправкой, что "дый, дей, дид, дед, деус, теус, теа, тия, дия, дивия, дева" есть скорее имя нарицательное, нежели имя собственное.

Итак, в каком же отношении родства состоят Ма-кош, мати-Сва, Род, Сварог, Ладо, Арей (Орей)?

Верно ли предположение, что "матерь-Сва" и "Сва-Рог" -- божественные предвечные супруги, породившие остальные божества? Эта гипотеза ставится под сомнение тем, что в летописях они непарны. Так, в одной есть "матерь-Сва"+"праотец Орей" и более близкие к современникам персонажи (Славуня -- легендарная прародительница славян: маловероятно, что это иное написание имени Сва, Слава, "Славухъ" и т.п., но не исключено; в другой летописи "славу поют" могло относиться к абстрактному понятию славы и прославляющей песне, а могло и происходить от некоего древнего гимна Славе-Славуне). В другой же есть Сварог, в третьей есть Род и т.д. "Отец Орей (Арей)" отдельно от "матери Сва" не встречается.

Верно ли предположение, что Ма-кошь -- потомок матери-Сва ? Ничем не подтверждается, совместно в летописях они не встречаются.

Верно ли предположение, что "матерь-Сва", отождествлённая выше с Ма-кошью -- мать Ладо (Радо) и Лели? Это ничем не исключается.

Верно ли предположение, что "отец Орей" есть сын "матери Сва"? Это ничем не исключается и не подтверждается.

Верно ли предположение, что "отец Орей (Арей)" есть муж "матери Сва"? Это ничем не исключается, но подтверждается пока что лишь их совместным и равноправным присутствием в текстах.

Верно ли предположение, что ближайшие родственники Рода -- Макошь и Леля? Определённо да, см. выше и [1].

А Семаргл (Симаргл, Смаргел, Переплут) и Хорс (Хорос, Хорош), по-видимому, заимствованы [1] (или унаследованы, если верна гипотеза, опубликованная, в частности, автором, о происхождении мобильной части протославян из области Северная Индия --> Иран --> Закавказье --> Малая Азия и Предкавказье --> Балканы, Подунавье и Поднепровье, причём со смешением мобильной части протославян с коренной частью протославян в области Балкан, Подунавья и Поднепровья) от иранской ветви индоевропейцев. Они дублируют солнечное божество коренной части славян по функциям огня, животворной и смертельной силы для растений, питания корней (Семаргл), солнечного света и тепла (Хорс). Кратковременное кровавое "правление" пришлого Перуна достаточно известно (родственного балтийскому Перкунасу, происходящим, не исключено, от семито-хамитского "фирауна, пирауна" -- фараона, пер-о, -- через греческий "пирос").

8.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 25.07.2008 в 08:04.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.07.2008, 11:00   #36
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

8.

Имя «Сивый Яр», по мнению автора, следует толковать как «Свах-Яр» и отождествлять его с Родом (Ярилом, Сварогом, Лелем и т.п.). Велико искушение отождествить его с «отцом Ореем», вымыслить имясочетания «Яр-Тей, Гор-Дей», но против этого весит то, что в одном и том же тексте в разных местах встречаются имена и Сивый Яр, и Орей. Если вымысливать фонетическую цепочку «Орёл, Орель, Ойрель, Орей», то Орей смотрится парой к крылатой же Ма; звуки, издаваемые крупными видами орлов Восточной Европы, говорят в пользу этой фонетической цепочки. Сопоставление «Орей, Арей», встречающихся как синоним имени в одном и том же тексте, с именами «Урей, Ярей» говорит в пользу тождественности Орея и Яра (Рода, Леля, Сварога).

Имя или эпитет "Святовит" (по-видимому, искажённое в "Святовид, Световид", а в Прибалтике до "Свентовит") однокоренно с "витати", имеющим прямое отношение к рождению детей (ср. "повитуха"). Так что имя Святовит автор толкует как "святой, небесный родитель, податель жизни", т.е. синоним божества по имени Род, Рож, Сварог, либо как Святород, Светород, т.е. синоним Хороса, Ярилы, Ладо.

Безосновательно было бы предполагать, что Ма в первичной мифологии сама сотворила себе мужа Орея (Арея, Урея) подобно древнегреческой орфической Эвриноме, сотворившей себе из космического движения (ветра) Офиона, снёсшей «мировое яйцо» и т.д. с целым выводком общеизвестных древнегреческих богов. В эту пользу говорит всего лишь способность первичных и крылатой Ма, и Эвриномы взаимодействовать с ветром и вымышленная фонетическая цепочка «Офион, Орфион, Ортион, Ортей, Орфей, Орей», наводя заодно и на мысль о «небесном охотнике» Орионе.

Но если такое всё-таки предположить, то следствием из этого будет автоматическое отождествление практически всех высших мужских небесных божеств многих религий и по функциям, и по именам. Например, в пределах Евразии можно будет проследить плавное изменение наименование такого божества, его олицетворений, свойств и воззываний к оному. По дуге от Гавайев, Чукотки и Якутии до Средней Азии (в т.ч. Маргианы), Арианы, Ближнего Востока, Закавказья и Египта мы видим преобразование алоха-Эльген-Эль-Аль-Или-Ил-Ал-Алла-Эл-Эло, Аль-Арь-Ур, урей-Ар-Ра. По дуге от Арьяны до Закавказья, Балкан, южно- и среднерусской равнины, Марий Эл и русского Севера мы видим преобразование Варьджа (Вайджа) – Арья, харе!, раджа - Ар (Ра), Ур (Ру), ура! - хайре! -- Яр, Арей, Орей, Урей, Раж, «Рад», Род, Сварог, руд, рух, ура! - Маарь, Эл, - Рогд, Ладо, Ярило, ура!.

Может оказаться, что мифология и даже генетическое происхождение древних индоевропейцев (в т.ч. древних славян), шумеров, древних египтян (как минимум их правящей верхушки) ближе, чем казалось до сих пор.

В эпоху перехода от матриархата к патриархату и соответствующей замены высших божеств, произошедшей в Египте заведомо не позднее 3 тысячелетия до н.э. (судя по Ра-Атум), а в Восточной, Северной, Юго-Восточной и Центральной Европе заведомо не позднее 1 тыс. до н.э., мужская часть пантеона протославян претерпела значительную путаницу, в т.ч. из-за того, что такой переход происходил у соседствующих на огромной территории племён и их объединений неравномерно, а также с заимствованием имён и эпитетов божеств друг у друга.

В настоящей работе не рассматривается, откуда происходят ненебесные божества славянского пантеона – наземное божество леса, скота, богатства, урожая Волос (Велес, Волш), растений, корней и также урожая Семаргл (Симаргл, Смаргел, Переплут), эринии Карна и Желя (Жля, Зля), смерти Морена (Мара) и родственный ей подземно-подводный Ящер (Яша, Ежа, Ёжа, Юша, Ужа, а у финно-угорских народов -- Юха), а также многочисленные малозначительные персонажи (берегини, вилы, русалки, кикиморы, лешие, багники, водяные и водянихи, упыри, банники и др.). Можно предположить их пережитками первобытного анимизма, не вполне собравшихся в монотеистическую картину религии древних славян.

Любопытно было бы сопоставить Мару-Морену времён патриархата с Ма времён матриархата на предмет тождественности персонажей, но резко изменившихся функций; но такое рассмотрение, пожалуй, противоречит обычаю совершенно раздельного справления обрядов, относящихся к Макоши (явно положительный персонаж мифологии) и Маре (явно отрицательный, чучело которой под именем Морены сжигают на масленой неделе или под именем Костромы-Кострубоньки топят на русальной неделе).

Таким образом, именование мифологического пантеона древних славян с происхождением от единой Ма монотеизмом имеет не меньше оснований, чем традиционное именование иудаизма (где с первых же строк Торы «элохим» означает «боги»), христианства и ислама (где богата иерархия сверхъестественных существ с неясного происхождения противником бога -- дьяволом и т.п.) также монотеизмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализированы литературные источники этнографического, фольклорного, мифологического, летописного, изобразительного и декоративно-прикладного, археологического происхождения.
1. В послеанимистическую эпоху матриархата у протославян была монотеистическая Ма (с племенными эпитетами или именами нарицательными –Кош, -Дива, -Ти, -Дева, -Жива, -Зива, -Сива, -Сва, -Савушка и т.п.).
2. В работе доказано, что она -- небесное божество, описываемое и изображаемое с крыльями, а вовсе не гигантскими руками или рогами.
3. В работе показано, что её дети -- юноша Ладо (Оладо) и девушка Леля (Олеля) отождествляются с Солнцем и Луной соответственно.
4. Менее достоверно, что Ладо одновременно звали и Радо.
5. Также менее достоверно, что Род (Рож, Руд) тождественен Сварогу.
6. Выдвинута и обоснована гипотеза, что Ладо (Радо) тождественен Роду (Сварогу, Ругу), который в эпоху перехода протославян к патриархату заместил собой высшую "должность во Вселенной". Это позволяет с единой точки зрения описать всю небесную составляющую древнеславянского пантеона как Ма – небесную прародительницу всего сущего -- и её потомков – Солнце и Луну, причём мужское небесное божество предстаёт в более позднее время в ряде ипостасей: создатель живых душ (посредством молний, дождя, града) Род (Рож, Раж, Руг, Руд, Рогд), ответственный за гармонию и добро Ладо (Оладо, Рад), божество силы, оплодотворяющей способности и агрессивности Яр (Ярило, Жар), огня, металлургии, нравственности и законов, каратель (молниями) их нарушителей Сварог (Свах-Руг; намного позднее и кратковременно, в течение менее чем одной жизни князя Владимира, часть его функций – государственная, военная и карательная – были узурпированы пришлым Перуном), света и тепла Хорос (Хорс, Хорош, Гор, Горош), ветра и птиц Стрибог (ср. «стриж»).
7. Происхождение упоминаемого в славянских мифах Орея (Арея, Орая) и его отношение к Ма выяснить пока не удалось. Рассматривались три гипотезы: о том, что Орей (дальний мифологический предок славян и других народов) есть дальний потомок Ма; что Орей есть муж Ма; что Орей есть сын Ма, тождественный Роду-Сварогу-Ладо-Яриле и т.п.; причём две последних гипотезы гораздо более основательны, чем первая.
8. Можно предположить (но пока совершенно безосновательно), что родственные отношения Ма и Орея (Арея, Урея) в мифологии первоначально были подобны отношениям Эвриномы и Офиона в орфической древнегреческой мифологии. Следствием из этого будет автоматическое отождествление практически всех высших мужских небесных божеств многих религий и по функциям, и по именам. Например, в пределах Евразии (заодно Египта и Гавайев) можно будет проследить плавное изменение имени такого божества (а также его олицетворений, атрибутов и канонических свойств).
9. Без срочного экспедиционного сбора новых данных этнографического, фольклорного, мифологического, летописного, изобразительного и декоративно-прикладного, археологического происхождения, без тщательного сохранения, точного копирования и полной публикации этих новых данных и содержимого архивов, запасников музеев, библиотек, НИИ, учреждений искусства дальнейшее продвижение в истории религии славян представляется невозможным. База сбора таких, причём достоверных, неискажённых, данных – остающиеся до сих пор самобытными поселения славян и других коренных народов Северной, Восточной, Поволжской, отдельных местностей Западной, Центральной и Южной России и сопредельных стран с каждым годом сокращается.

25.07. 2008 г., Челябинск.

Последний раз редактировалось А.Лексей; 25.07.2008 в 11:28.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.07.2008, 11:15   #37
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Пора покончить с загадочностью персонажа былин "Соловей Разбойник Одихмантьев сын".

Имя "Соловей" не загадка -- известен "Соловей Будимирович", в более древних источниках -- женские имена Славуня, Слава, Солова. С титулом "разбойник" всё ясно.

Имя же "Одихмантий", "Одихмант" на Руси не замечено более нигде. С окончаниями "-мант, -мантий" имена на Руси известны: Мамонт, Мамант, -- с Одихмантием ничего общего. У татар и иных поволжских, финно-угорских народов, у монголов ничего похожего на "Одихмант" автору не известно. Вообще совершенно безосновательно рисуют сего Соловья похожим на татарина или монголоида. Не известны такие имена ни у половцев, ни на Кавказе, ни на югах, ни на Балканах.

Но что-то знакомое в этом имени есть!

Остаётся обратиться внимательно к Западу. Если у вестготов, остготов, германцев, норманнов есть имя "Одегмунд" или ему подобное, то вполне очевидным станет предположение, что Соловей Разбойник -- окопавшийся в русских лесах вне человеческого общества рэкетир, порождённый сим Одегмундом, одним из воинов какого-нибудь Германариха, Теодориха (Дитриха), Рёриха вследствие одного из их походов, упомянутых в соответствующих сагах и летописях.

Вот в них папашу Соловья Разбойника и ищите.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.07.2008, 13:55   #38
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Сравнение ОСЕТИНСКОГО языка с русским, готским, армянским и латинским

Мужские имена:
Алан
Ален
Арменон
Али
Аллаг
Аспар (ср. Гаспар, Каспар)
Германерик (ср. Германарих)
Гоар (ср. арм. Гоара, егип. Гор, иран. Хорс, рус. Хорос)
Патриций
Саул
Гургой (ср. Гург, Гурген, Гурий, рус. Гурей, инд. гуркх)
Тараган
Артар = порождающий огонь
Балдар = держатель силы (дружины), ср. Бальдур, ср. семит. Баал="владыка"
Пиран = молния, рассекающий удар
Раг = древний. Ср. Рог, Род, Рогд.
Сионас = рогатый ас
Скалд = напряжённый, готовый к действию. Ср. скальд.
Сура = становящийся солнцем
Тар = 1) тёмный, 2) сеющий
Фат = стрела (смертоносная). Ср. фатум.
Багатур (Багатар, Багатыр) = богатырь, хоробор

Женские имена:
Сатана (Шатана) = поглощающая и преобразующая энергию
Элда (Елда) = наполняющая жизнью
Ацырухс = этот свет. Ср. слав. рух=дух, жизненная сила, пища.
Томирис = дающая энергию (ср. Тамара)
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.07.2008, 13:56   #39
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

В компанию к "Одегмунду"-Одихмантию просится дальний родственник Эгмонт.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.08.2008, 18:24   #40
А.Лексей
Заблокирован
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 24,031
Репутация: 2569
По умолчанию

Вот спросонок в голову пришла забавная мысль.

hоръладо , Орьладо -- отсюда разные племена могли произвести "Орёл; Орлан; Ой, Ладо; Орей; Гор-Ладо; Гур-Радо" и т.д., и т.п. с вариациями на буквы "А" и "У".

Тогда действительно Орей(Арей) окажется тождественен Ладо--Роду--Сварогу-- и т.д., сюда же индийский Рудра, Варуна.

Вспомнив детскую вариацию "Орьёша, Аррёша" = "Алёша" из "Орьладо" получаем автоматически "Алладо" со следствиями к "Аллах, Алла-ад-Дин, Элоха"

Тогда мифология сотворения мира древних славян встаёт в единый матриархальный ряд с происхождением всех существ от единой женщины.

Может, действительно отсюда уши растут у имён Роланд, Арата, Гор, Гоар, Ра, Рея, Рой, Рэй, Рем ?
Заодно к национальностям с самоназваниями аланы, ара, урарту, вымышленным "орусы" ?

Ещё гипотеза: вымышленные "орусы, оруи" свести к "потомки Орея"?

Заодно объясянется тождественность Солнца с изображением ОРЛА у почти всех индоевропейцев. Причём у персов даже царь Кир летит в эдаком скафандре на орлиных крыльях и завитушках вместо ног, а в руке держит как бы ручку управления. И всё это сияет солнечными лучами. См. мою сказку "Легенда о царе Кире". Кто не понял: один к одному эмблема Советского Аэрофлота, только вместо серпа и молота -- мужик в шапке в стеклянной кабине шариком.

А вспомнив египетские изображения Солнца в небесной лодке, становится ясно, что у Ра--Ладо транспорт так и должен назваться -- ладка, лодка.

Напомним, что я титул росийского монарха "царь" свожу вовсе не к редукции "Цезарь, Чезаре",
а к санскритскому "Сурья", к шумерскому, ассирийскому и персидскому (через Византию) титулу "Шар, Сар, Шур, Сур" = СОЛНЦЕ. Вспомним хотя бы садиста и насильника Шаруккина (Саргона) Аккадского. Вижу нечто общее с русским "Жар, Зар-, Зор" : жарко, заря, взор, лазоревый, с татарским именем "Рая Зарипова".

Последний раз редактировалось А.Лексей; 02.08.2008 в 09:16.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Новости из мира науки и образования Старик Наука и образование 561 16.10.2022 15:07
Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности А.Лексей Планируем новый российский социализм 2 15.04.2010 17:53
Министерство просвещения, образования, науки и новой техники А.Лексей Планируем новый российский социализм 25 10.02.2009 07:03
Министерство финансов. А.Лексей Планируем новый российский социализм 1 21.06.2007 19:16


Текущее время: 06:37. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG