Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > История России > Новейшая история России

Новейшая история России События современной истории

Ответ
 
Опции темы
Старый 02.08.2007, 19:54   #1
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию Народы России.Проблемы.Решения.

Беспокойство саамов - проблема для туризма

В феврале саамскому общественному движению исполнилось 90 лет. Праздник праздником, но и он становится поводом задуматься о проблемах этого народа. В Мурманской области ныне проживают почти 1,8 тысячи саами, преимущественно в Ловозерском, Кольском и Ковдорском районах.

Наибольшее беспокойство у саамов вызывает ведение традиционных промыслов, о возрождении которых так много говорят на всех уровнях власти. — Главная задача — сохранить земли и пастбища. Сейчас активно развивается туризм, мы не против этого, но выступаем за то, чтобы туристические интересы не вступали в противоречие с традиционным способом хозяйствования саамов, — говорит председатель общественной организации саамов Мурманской области Яков Южков. Недавно одной ловозерской общине была передана в хозяйствование на 20 лет территория площадью 170 тысяч гектаров, но даже эта процедура отняла у нее много времени, нервов и сил. Сейчас в Ловозере организовано 10 общин, которые занимаются оленеводством. К сожалению, в Кольском районе оленеводческие хозяйства полностью загублены.

Истреблено и элитное оленье стадо на Рыбачьем полуострове, где традиционно идет выпас животных. Все началось с того, что в конце 2003 — 2004 годах нефтяники из ООО «Мурманскнефтегаз», готовя участок для расположения буровой вышки, уничтожили почти 5 гектаров почвенного покрова, покрытого ягелем. А ягель, как известно, является основой кормовой базы оленей. Хозяйственная деятельность человека на Рыбачьем полуострове привела еще и к тому, что были нарушены естественные миграционные пути оленей. Оставшись без кормовой базы, животные погибли. Так что когда чиновники говорят, что в нашем регионе насчитывается 50 тысяч голов оленей, сами оленеводы, скептически улыбаясь, уточняют: реальная цифра едва дотягивает до половины.

К тому же все чаще интересы коренных народов сталкиваются с интересами фирм, занимающихся семужьим туризмом на реках области. А ведь наряду с оленеводством промысел семги — это основа, философия жизни коренных народов Севера. Обеспокоенные безудержным аппетитом фирм, саамы неоднократно обращались с просьбами исключить из списка водоемов для туристического лова Ловозеро, Ефимозеро и другие водоемы, расположенные на оленьих пастбищах, и передать решение всех вопросов на уровень администрации Ловозерского района. Но воз, как говорится, не сдвинулся с места.


--------------------------------------------------------------------------



Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове. Часть 13


Часть 3. Влияние экологических факторов на состояние культурного наследия. Проблемы малочисленных народов Севера на территории Мурманской области в контексте устойчивого развития
3.1 Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия
Оглавление
Численность коренных малочисленных народов Севера Мурманской области по состоянию на 01.01.2000 г. составляет 1954 человека, в их числе саамы - 1851 человек, ненцы - 123 человека. В сельской местности соответственно проживают: 1509 человек, в т.ч. в Ловозерском районе - 1061 человек; в Кольском районе - 281 человек, в Ковдорском районе (с. Ена) - 167 человек. В городах и поселках городского типа области проживает - 445 человек.
Рядом с саамами с 80-х годов прошлого века живет и трудится оленеводческий народ коми - ижимцы, численность которых в сельской местности составляет около 1200 человек.
Согласно данным Облкомстата в Мурманской области по состоянию на 01.01.2000 года насчитывается 70049 голов оленей, в их числе:
• государственной формы собственности - 4736 голов; (в т.ч. ОПХ "Восход" - 4579 голов, ПУ-25 - 157 голов);
• частной формы собственности - 65313 голов; (в т.ч. СХПК "Тундра" - 34066 голов, СХПК "Оленевод" - 24452 головы. Колхоз "Беломорский рыбак" - 547 голов, личное стадо - 6247 голов).
Поголовье оленей в области составляло по состоянию:
• на 01.01.98 г. - 72438 голов;
• на 01.01.99 г. - 58856 голов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000г. "О едином перечне малочисленных народов Российской Федерации" на Кольском полуострове представителями Коренных малочисленных народов Севера являются саамы. В последнее столетие сформировалось ряд проблем связанных с сохранением самобытной культуры саамского народа. Одной из них является саамский язык. Никогда во всей истории саамского этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, как сейчас, саамский язык находится на грани его полного исчезновения. Язык и культура саамов имеют большое значение для русской и в целом для мировой культуры.

http://www.metal-profi.ru/library/ec...irodnoi_13.htm
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.

Последний раз редактировалось Kuznez; 02.08.2007 в 20:18.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.08.2007, 22:22   #2
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 23,771
Репутация: 2569
По умолчанию

КУЗНЕЦУ

Копните глубже и вы увидите, что, во-первых, в СССР не вымер ни один из малых народов. Во-вторых, это в отличие от зарубежных стран (особенно от США). В-третьих, жидоамериканская буржуйская оккупация РФ действительно угрожает жизни ВСЕХ национальностей РФ --и больших, и малых.

А вот Кузнец вопит на весь мир и намекает, что мол, виноваты-то в НЫНЕШНИХ проблемах ненцев и саамов Колы -- русские. Ни слова о буржуях, преимущественно инонациональных. Кузнец провокатор антирусских настроений в РФ? Или просто недодумал, когда писал? Прошу яснее выразить мысль.
Что произошло -- понятно.
Кто виноват? Слово Кузнецу, просим.
Что делать? То же самое ему же.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.08.2007, 22:47   #3
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от А.Лексей Посмотреть сообщение
КУЗНЕЦУ

Копните глубже и вы увидите, что, во-первых, в СССР не вымер ни один из малых народов. Во-вторых, это в отличие от зарубежных стран (особенно от США). В-третьих, жидоамериканская буржуйская оккупация РФ действительно угрожает жизни ВСЕХ национальностей РФ --и больших, и малых.

А вот Кузнец вопит на весь мир и намекает, что мол, виноваты-то в НЫНЕШНИХ проблемах ненцев и саамов Колы -- русские. Ни слова о буржуях, преимущественно инонациональных. Кузнец провокатор антирусских настроений в РФ? Или просто недодумал, когда писал? Прошу яснее выразить мысль.
Что произошло -- понятно.
Кто виноват? Слово Кузнецу, просим.
Что делать? То же самое ему же.

Да, провокатор я, провокатор.
Еврей я, еврей. Успокойтесь и идите спать.
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.08.2007, 16:07   #4
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 23,771
Репутация: 2569
По умолчанию

>Да, провокатор я, провокатор.
>Еврей я, еврей. Успокойтесь и идите спать.

= Логика у гражданина Кузнеца нарушена, но это к доктору.
= Раз провокатор (а за язык признаваться никто его не тянул), то пора забанить гр.Кузнеца, о чём и ходатайствую.
= Межнацпровокации равносильны массовым убийствам. Мы это давно знаем. Забанить Кузнеца на срок. Пусть отдохнёт.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.08.2007, 12:55   #5
Старик
Местный
 
Аватар для Старик
 
Регистрация: 07.12.2006
Адрес: Ленинград - Петербург
Сообщений: 2,615
Репутация: -60
По умолчанию

А.Лексей, это у Вас от тяжелой болезни и высокой температуры, видимо, с головой временно плохо стало.

Политическое событие таково: правительство родило закон, запрещающий населению Севера ловить рыбу сетями, охотиться и т.д. и т.п. и пр. Дело не в одних саамах. Под угрозу поставлена жизнь населения по западной части крайнего Севера России.

На население в целом властям плевать. Пусть живут как хотят. А вот за гибель МАЛЫХ народов их забугорные хозяева наши власти по головке не погладят. Потому автор той цитаты, которую привел Кузнец, и цепляется за саамов. Вместе с ними надо и всех остальных вытянуть из созданной правительством ямы.

Кузнец привел всего лишь ЦИТАТУ. Не он писал этот пост. Он же и ссылку дал, - чего ради Вы решили, что он это писал?

Что советская власть сделала для саамов - еще надо смотреть с фактами в руках.
А вот так вот наезжать на Кузнеца - это Вы от недомыслия, коллега.
То, что Кузнец русский человек - очевидно.

А насчет любви к советской власти...
Так ведь есть, за что ее любить
И есть, за что ее НЕ любить.
Истина превыше всего, коллега.
Старик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.08.2007, 16:16   #6
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 23,771
Репутация: 2569
По умолчанию

С выздоровлением Вас, Старик.

>правительство родило закон, запрещающий населению Севера ловить рыбу сетями, охотиться и т.д. и т.п. и пр
= Я ж и говорю: жиды родили закон, а стрелочниками объявили русских. Саамам, ненцам, чукчам кроме как охотой и рыболовством, оленеводством тож, больше жить не на что. Жиды надеются на продажу земли и самопродажу саамов в рабство? Вот открою в форуме тему ФРАГМЕНТЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ, если граждане не будут ко мне приставать с мелкими шпильками.

>А вот за гибель МАЛЫХ народов их забугорные хозяева наши власти по головке не погладят.
= Как раз погладят, ибо планируют. Индейцев уже истребили, от 30 млн. оставили менее 1 млн.
= В СССР не исчезла ни одна малочисленная национальность.

>Что касается саамов, вепсов и карелов, то их жизнь в СССР радикально улучшилась по сравнению со временами оккупации Швецией и в бытность под буржуйско-фашистской Финляндией, где они были людьми второго сорта.

Заслуги Советской власти многократно выше, чем её ошибки и прочее "за что не любить".

Как сказал как-то раз А.Е.Попов, "люди ещё не доросли до коммунизма".
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.08.2007, 11:20   #7
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Прошу посетить этот сайт,
здесь о малых народах Cевера.


http://www.finugor.ru/

Судьбы национально-культурных автономий и языков обсуждались на круглом столе в администрации Пермского Края
09.08.2007, 07:01 (Новости)
Представители национально-культурных автономий и общественных организаций обсудили свою роль в реализации государственной национальной политики.
В администрации Пермского края состоялся круглый стол на тему "Роль национально-культурных автономий и общественных организаций в реализации государственной национальной политики".
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 25.08.2007, 14:01   #8
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в который вошли сорок народов. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. их численность составляет: алеуты - 540 человек, алюторцы - 12 человек, вепсы - 8 240, долганы - 7 261, ительмены - 3 180, камчадалы - 2 293, кереки - 8 человек, кеты- 1 494, коряки - 8 743, кумандинцы - 3 114, манси - 11 432, нанайцы - 12 160, нганасаны - 834 человека, негидальцы - 567, ненцы - 41 302, нивхи - 5 162, ороки (ульта) - 346, орочи - 686, саамы - 1 991, селькупы - 4 249, сойоты - 2 769, тазы - 267 человек, теленгиты - 2 399, телеуты - 2 650, тофалары - 837, тубалары - 1 565, тувинцы-тоджинцы - 4 442, удэгейцы - 1 657, ульчи - 2 913, ханты - 28 678, челканцы - 855, чуванцы - 1 087, чукчи - 15 767, чулымцы - 656, шорцы - 13 975, эвенки - 35 527, эвены - 19 071, энцы - 237 человек, эскимосы - 1 750, юкагиры - 1509 человек. Коренные малочисленные народы России проживают на территории Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.



Продолжаю знакомить с малыми народами России.

Нанайцы



Нанайцы — народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание — нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания — киле, акани и др. Старое название нанайцев — гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.



Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.



В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Территория расселения и численность


В середине 19 в. нанайские селения располагались по Амуру вверх от Хабаровска до села Софийского. В 1860 г. во время переписи численность нанайцев здесь была определена русской администрацией ориентировочно в 5345 человек. Часть нанайцев, кроме того, жила в бассейне Уссури и по ее притокам. Активная русская колонизация Амура, развитие пароходного сообщения вызвали территориальные перемещения нанайцев внутри ареала обитания. Наблюдался отток населения с амурских притоков на основное русло, где складывались условия для торгово-обменных операций.



В настоящее время нанайцы живут преимущественно (88 %) в Хабаровском крае. Небольшие группы имеются в Приморье (425 чел.) и на Сахалине (173). Сахалинские нанайцы — это переселенцы с Амура. Часть нанайцев (хэджэ) проживает также в Северо-восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури - более 4 тыс. человек. Численность нанайцев в СССР составляла в 1989 г. по данным переписи 12023 человека, в т.ч. в РФ -11883.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Образ жизни и система обеспечения


Хозяйство нанайцев носило комплексный характер, первостепенное значение имело рыболовство. Русские землепроходцы, наблюдавшие жизнь предков нанайцев в 17 веке, писали, что они «кормятся все рыбою». В самом деле, в хозяйственном календаре нанайцев целых пять месяцев носят свои названия по названиям рыб, что свидетельствует о важности рыбного промысла. Особенно ответственными были конец августа -начало сентября, когда происходил массовый лов кеты. Именно в эти месяцы обеспечивались жизненные потребности человека на целый год вперед. Характерная черта нанайского рыболовства - высокая специализации орудий промысла. В -области ихтиофауны, знания мест обитания и путей миграции рыбы, нанайцы были непревзойденными знатоками. В зависимости от вида рыб, места их обитания и приемов лова имелись разнообразные орудия рыбной ловли. Охотничий промысел в жизни большинства нанайцев не играл большой роли. Более значимым он был у уссурийских нанайцев. Охотились как на пушных зверей, так и ради мяса.



В годы советской власти (до конца 50-х гг.) нанайцы работали в основном на добыче рыбы в рыболовецких колхозах. Профессионально охотничьим промыслом занимались считанные единицы. С началом укрупнения и реорганизации колхозов занятость в традиционных отраслях резко сократилась. Многие нанайцы вынуждены были перейти на работу в промышленность, сельское хозяйство. Сформировался значительный отряд национальной интеллигенции - ученые, писатели, художники, учителя, врачи и т. п.



Разрыв с традиционной хозяйственной деятельностью — весьма болезненная для нанайского народа проблема. В начале 90-х гг. ее решение связывали с реорганизацией хозяйственной структуры: созданием национальных предприятий, общинных и родовых хозяйств. У нанайцев Хабаровского края к средине 90-х гг. было создано в общей сложности более 40 хозяйствующих субъектов, ориентирующихся в основном на рыболовство. С первых дней своей работы они столкнулись с большими трудностями. Дело в том, что рыбный промысел на Амуре в настоящее время строго лимитирован. Выделяемые лимиты на добычу рыбы не обеспечивают хозяйственного развития национальных предприятий. Кроме того, за годы советской власти рыболовство нанайцев приняло сугубо товарный характер, а в -рыночных условиях национальные предприятия и общины со слабой материально-технической базой не в состоянии выдержать конкуренцию. Сказалась и непродуманная налоговая политика, особенно в период становления этих предприятий.



Чтобы хоть как-то выжить национальные предприятия и общины вынуждены заниматься заготовкой дров, строительством и другими видами хозяйственной деятельности. Однако, это, как правило, не спасает. В 1998 г., например, из 23 национальных предприятий Амурского района 13 закончили хозяйственный год с убытками, а 9 вообще не приступали к работе. При этом выделенный лимит на добычу рыбы был освоен на 100 % абсолютным большинством работающих хозяйств. Несколько лучше ситуация в Нанайском, Комсомольском и Солнечном районах, промысловая база которых более стабильна, но и здесь большинство предприятий вынуждены были прекратить работу и подать документы на ликвидацию. В настоящее время занятость в традиционных отраслях хозяйства у нанайцев составляет всего 14 %.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.








Этно-социальная обстановка


Кризис традиционных отраслей хозяйствования, издержки периода становления рыночной экономики чрезвычайно обострили этно-социальную обстановку в районах проживания нанайцев. Одна из наиболее болезненных проблем для коренного населения — рост безработицы. В 1999 г. работы не имело 42 % нанайцев. Особенно страдают сельские жители, доля которых составляет у нанайцев почти 70 %. Производственная и социальная инфраструктура в национальных селах разрушена. Закрыты многие сельские производства — цеха по обработке рыбы, предприятия бытового обслуживания и т. п.



Снижение жизненного уровня населения порождает и другие серьезные социальные и демографические проблемы. Ухудшилось качество медицинского обслуживания, особенно бесплатного. Больных нередко госпитализируют только с -собственными койками, медицинские учреждения испытывают дефицит лекарств. Падает рождаемость, растет смертность. За 9 последних лет (1990-1998) естественный прирост у отдельных групп нанайцев сократился в 5-6 раз. Все более острой становится проблема алкоголизма и наркомании



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Этно-культурная ситуация


На фоне деградации экономической жизни нанайцев, обострения всех социальных проблем не может не поражать стремление людей к сохранению своей культурной среды. В нанайских селах работает более десятка национальных ансамблей: «Гивана», «Мангбо», «Сиун», «Тасима», «Илга дярини», «Кэкукэ», «Амтака» и другие. Работа нанайских мастеров декоративно-прикладного искусства известна далеко за пределами России. Всероссийскую известность получило творчество нанайских писателей и поэтов: Хеджера Г.П., Пассара А.А., Киле П.А. и др. В старинном нанайском селе Сикачи-Алян, существовавшем еще в неолите, (Хабаровский район) создается этнокультурный центр.



Предпринимаются большие усилия к решению главной этно-культурной проблемы нанайского народа — сохранению и возрождению языка. Нанайский язык в 1989 г. считало родным всего 44 % нанайцев. Сказалось преобладание в районах проживания нанайцев русского населения, утрата традиционного хозяйства, интернатское воспитание детей. Нанайская письменность была создана на основе найхинского говора на базе латинской графики в 1931 г. С 1963 г. переведена на русский алфавит. В настоящее время преподавание нанайского языка ведется в начальной школе, в некоторых детских дошкольных учреждениях. Кадры учителей готовят Николаевское на Амуре педучилище, Хабаровский педагогический университет и РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. На нанайском языке ведет передачи студия телевидения в г. Комсомольске-на-Амуре, местное радиовещание, в районных газетах публикуются нанайские страницы, издается детская и художественная литература.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Управление и самоуправление


В структуре администрации Хабаровского края проблемами нанайцев и других малочисленных народов занимается Управление по делам национальностей, состоящее из двух отделов: социально-экономического развития районов Севера и по делам национальностей. Соответствующие специалисты работают в районных администрациях. В амурских селах, где нанайцы преобладают, сельские администрации являются фактически органами местного национального самоуправления.



С 1990 г. работает Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, имеющая в районах свои территориальные и этнические подразделения. Ассоциация тесно сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления при распределении лимитов на добычу рыбы, при подготовке правовых документов, обеспечивающих права коренных народов, оказывает содействие в работе национальных предприятий и общин, развивает контакты с международными организациями, занимающимися проблемами коренного населения. При Ассоциации создаются и работают различные подразделения, ориентирующие на работу с молодежью, правовой защитой, информационным распространением и т. д. На решение проблем нанайцев и других амурских народов во многом ориентирована деятельность некоторых других общественных организаций региона.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Правовые документы и законы


Основу правового статуса нанайцев определяют ряд статей Устава Хабаровского края, принятого местной Думой в 1995 г. Принят Закон Хабаровского края «Об общине коренных малочисленных народов Севера» (1996 г.). На рассмотрении законодательной Думы края находится проект Закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера». Права и интересы коренных жителей края учитывают Лесной Кодекс Хабаровского края, Постановление Губернатора «О закреплении и перезакреплении водоемов за рыбодобывающими предприятиями в Хабаровском крае».



В Приморском крае и Сахалинской области на нанайцев распространяется нормативно-правовая база, действующая в этих субъектах РФ (см. разделы «Нивхи» и «Удэгейцы»).



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Современные проблемы окружающей среды


Экологические проблемы амурских нанайцев связаны в первую очередь с состоянием реки Амур. Загрязнение Амура промышленными и бытовыми стоками, прежде всего фенолом, чрезмерная эксплуатация его рыбных ресурсов в предшествующие годы привели к тому, что крупнейшее в стране стадо амурской кеты находится в состоянии депрессии. Уже не один год ставится вопрос о полном прекращении добычи лососей в амурском бассейне. Однако, такая мера окончательно лишит местное население (и не только коренное) последнего источника существования и потому полный запрет промысла все время откладывается. Практически исчезают и некоторые виды частиковых рыб. Кризис рыболовства усугубляется состоянием лесов края. Их промышленная эксплуатация, лесные пожары значительно сократили площади лесных массивов, что уже привело к изменению климата, гидрологического режима Амура и других рек. Резко сократилось количество промысловых животных.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.






Перспективы сохранения нанайцев как этноса


Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию в районах проживания нанайцев, было бы неверным подводить под существованием этого этноса некую черту. Нанайцы — крупнейший народ тунгусо-маньчжурской языковой группы с устойчивым и растущим этническим самосознанием, достаточно высоким образовательным уровнем, обладает собственными этнокультурными институтами, имеет хорошие потенциальные возможности к саморазвитию.



Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2007, 21:08   #9
Kuznez
Местный
 
Аватар для Kuznez
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 4,604
Репутация: 1262
По умолчанию

АЙНУ (айны) — народ, несколько тысяч лет назад, как полагают ученые, заселявший всю Японию, низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова.
Японцы появились в своей стране позже (от смешения переселенцев с близлежащего Корейского полуострова с выходцами из островных районов Юго-Восточной Азии), как, впрочем, и русские, ставшие осваивать Дальний Восток лишь в ХVII в. Зародившееся на самом юге архипелага, быстро растущее Японское государство к началу средних веков вытеснило айнов отовсюду, кроме Хоккайдо, хотя еще в середине ХVIII в. отдельные семьи айнского происхождения жили на острове Хонсю. Русские поселенцы столь же активно выдавливали айнов с Сахалина и Камчатки.
Когда по итогам второй мировой войны Курилы были присоединены к СССР, японское население было принудительно выселено на Хоккайдо. Айну депортации не подлежали, но они предпочли переехать на юг вместе с японцами, оставив свои исконные земли. В настоящее время айну в Японии проживают в основном на Хоккайдо — около 24 тысяч человек. В ходе последней, еще всесоюзной, переписи населения в Сахалинской области была зарегистрирована лишь одна женщина, написавшая в графе «Национальность» — «айну».
«Айну» означает «человек», или «мужчина». Считается, что айну — потомки народа, упоминаемого в древних летописях как Эмиси, или Эдзо. Однако их истинное происхождение остается неясным. Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т.д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири.
Конечно, в своем общественном развитии в ХVII в. айну заметно отставали от уровня, достигнутого народами России и Японии. Там, где проживали айну, еще царил первобытнообщинный строй, только-только начавший воспринимать элементы рабовладения.
Колониальное освоение русскими и японцами земель айну с севера и юга нарушило многовековой уклад. Бессовестные поборы, грабежи, убийства непокорных, принудительное приведение в чужую веру, хищническая эксплуатация со стороны пришельцев вряд ли могли быть искуплены немногочисленными благами цивилизации, принесенными завоевателями.
Любопытна характеристика, данная айнам А. П. Чеховым: «Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и... даже интеллигентный».
Традиционная культура айнов поддерживалась охотой, рыболовством и сбором диких плодов. Деревенские общины включали не более 20 дворов и располагались вдоль речных берегов. Жилища имели прямоугольную форму и ограду из шестов. Состояли они из главной комнаты, примыкающей к комнате меньших размеров с входом, соломенной крыши и стен из травы микантуса или бамбука. В середине крыши находилось крытое отверстие для выхода дыма. Вход был завешен тканью. Маты из травяной плетенки или звериных шкур прикрывали земляной пол в главной комнате.
Традиционной мужской одеждой айну было напоминающее пальто одеяние из «аттуса» (плетеного материала из размельченного и смягченного волокна внутренней части коры ильма) длиной до икр, которое обычно подпоясывали плетеным ремнем. Зимой носили короткую куртку без рукавов из шкуры оленя или другого зверя. Такая же одежда была у женщин, только длиной по колено. Обычаем, которому раньше следовали все женщины, была татуировка в виде круга вокруг рта. Ее начинали делать в период зрелости и завершали перед замужеством.
Хотя три главных диалекта (хоккайдский, сахалинский и курильский) общепризнанны, связь айнского языка с другими не установлена. У айнов нет своего письма, однако существуют богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и полные экспрессии сказания в стихах и прозе.
Религиозные верования айнов подразумевают существование иного мира, состоящего из духов живших когда-то на земле людей и неодушевленных предметов, подвластных тем же силам, что контролируют видимый мир, — ветру, дождю, граду и превыше всего огню. Особо уважаемы духи предков. Шаманы предсказывают удачу или неудачу в охоте, лечат больных.
Значительную роль в религии и ритуалах айнов играют обожествленные животные — медведь, большая полосатая сова, кит-убийца. Один из самых важных ритуалов айнов — Медвежий праздник. Он устраивается для того, чтобы выразить благодарность богу-медведю за его дары — медвежью шкуру и мясо. В ритуале участвует настоящий медведь, взращенный в общине, которая верит в его божественное начало. После трех дней оказания всяческих почестей медведя убивают, с тем чтобы божество могло вернуться в иной мир, освобожденное от своего прежнего обличья. Одна из версий этого ритуала в наши дни ежегодно совершается в общинах айнов для развлечения туристов.
С начала периода Мэйдзи (1868–1912) традиционная охота, ловля рыбы, сбор диких плодов постепенно уступили место культивации риса, коммерческому рыболовству и другой деятельности. Также произошел сдвиг к японской практике ведения домашнего хозяйства, манере одеваться, в питании и других аспектах семейной жизни. Традиционная одежда и предметы религиозного культа теперь используются только в церемониальных мероприятиях. Современная образовательная система привела к тому, что молодое поколение говорит по-японски, постепенно утрачивая навыки айнского языка.



Самоназвание «Айну» означает «человек», или «мужчина». Происхождение народа остаётся неясным. Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т. д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири. На Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, создав неолитическую культуру Дзёмон.
После советско-японской войны 1945 большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено в Японию. 7 февраля 1953 г. уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал недолго, уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора.
В настоящее время айнов в России уже почти не осталось, в Японии же, начиная с периода интенсивной колонизации японцами острова Хоккайдо, айны считались «варварами», «дикарями» и социальными маргиналами (японское понятие яп. 夷, эбису, использующееся для обозначения айнов, означает также «варвара, дикаря»). С целью завоевать позиции в обществе они активно японизировались, скрывали своё происхождение, принимали японские имена, язык и культуру, и их численность на протяжении XIX—XX вв. резко сокращалась и сокращается.
__________________
Достоевский считал, что атеизм - болезнь жидовская, что он противен русскому народу.
Kuznez вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.10.2007, 17:55   #10
А.Лексей
Местный
 
Аватар для А.Лексей
 
Регистрация: 09.03.2007
Адрес: Урал
Сообщений: 23,771
Репутация: 2569
По умолчанию

Как обычно, Кузнец вину японцев пытается переложить на русских.
А.Лексей вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Решение демографической проблемы А.Лексей Планируем новый российский социализм 21 10.11.2010 13:44
А что такое братские народы? Невский Угрозы России и братским народам 6 04.05.2008 03:27


Текущее время: 23:47. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG