Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Форумы Коммунистической Партии > Планируем новый российский социализм

Планируем новый российский социализм Программные документы КПРФ о будущем социализме

Результаты опроса: Почему коммунист Ленин является автором капиталистического НЭПа?
НЭП – это ошибка коммуниста Ленина 0 0%
НЭП- необходимое, временное отступление 24 53.33%
НЭП- этап в построении социализма 7 15.56%
НЭП- это сам социализм 8 17.78%
НЭП -это капитализм 3 6.67%
Другое 2 4.44%
НЭП -это переходный период к социализму 3 6.67%
Опрос с выбором нескольких вариантов ответа. Голосовавшие: 45. Вы ещё не участвовали в этом опросе

Закрытая тема
 
Опции темы
Старый 22.11.2013, 01:07   #61
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Ядро и перифнрия, формация и общество

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
[Леонид! В.Белл и я уже неоднократно покзывал, что в геогрфически-климатических условиях России атомизированные производственные отношения (рабство или капитализм) не соответствуют производительным силам нашей страны. Наше естественно-географическое бытие не позволяет нам такой роскоши - жить вне и за счет общества. Россия развивается скачками. Перепрыгнула рабство, теперь нужно перепрыгнуть капитализм. Нижеследующий материал немного проливет свет на позицию Маркса, дающую близкие выволы к моим и к выводам В.Белла.]

...загадочное молчание Маркса в последнее десятилетие его жизни говорят о том, что он до конца дней своих думал над вопросом смены общественно-экономических формаций – вопросом, который поныне остается головной болью ученых. Всегда ли капитализм предшествует социализму? Действительно ли капитализм является более высокой ступенью общественного развития по отношению к первобытному коммунизму? И какой вывод следует из того, что высшая, коммунистическая ступень развития сходна с начальной ступенью, представляется возвращением к первобытной форме? И так далее.

В феврале 1881 г. деятельница народнического движения России В.И. Засулич от имени своих товарищей обратилась к Марксу с просьбой высказать его точку зрения о перспективах исторического развития России, и особенно о судьбах русской сельской общины. В. Засулич писала Марксу также о большой популярности его «Капитала» в России и о той роли, которую эта книга играла в спорах революционеров об аграрном вопросе и о сельской общине.

Марксом были составлены четыре наброска ответа на письмо Засулич. Однако то обстоятельство, что в конце концов Маркс ограничился коротким и неопределенным ответом, говорит о его колебаниях. К великому сожалению, эти наброски были опубликованы лишь в 1924 году.

В первом наброске ответа В. Засулич Маркс говорит, что неизбежность смены феодализма капитализмом он точно ограничил странами Западной Европы. Подчеркнем: ВЕТХОЙ Западной Европы, как называли ее русские народники.

Наброски Маркса являются в совокупности очерком о крестьянской общине и ее разрушителях, - очерком, весьма актуальным и в настоящее время.
...
Полные тексты набросков см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд.2-е, т.19, с.400-421.



Михаил, это мне напомнило дискуссию по поводу формационной теории Маркса, с каким - то ученым - либералом из Единой России (будоражил основной форум КПРФ, забыл его фамилию). Он «аргументируя» ответами Маркса на письмо В.Засулич о перспективе развития России в условиях её общинной организации жизни, отрицал тем самым истинность формационной теории. Он пригласил меня подискутировать на свой форум, и когда я стал давить его другими аргументами, просто выгнал с форума.
Аргументы я приводил из философии истории Ю. Семёнова.
http://scepsis.net/library/id_120.html

ПЕРВОЕ

О центре и периферии теории. Что в ядре марксисткой формационной теории есть шесть основных положений и ни одно из них никто из критиков Маркса опровергнуть не смог.
Ответ Маркса В.Засулич не имеет отношения к ядру теории, относится к периферии теории.
Напомню словами известного ученого, историка и философа Ю.Семёнова:
«Понятие об основных способах производства как о типах производства и стадиях его развития и понятие об общественно-экономических формациях как об основных типах общества и стадиях всемирно-исторического развитий входят в ядро исторического материализма.
Суждения же о том, сколько существует способов производства, сколько из них являются основными, и о том, сколько существует общественно-экономических формаций, в каком порядке и как они сменяют друг друга, относится к периферийной части материалистического понимания истории».


ВТОРОЕ
Различие формации и общественного организма.
Далеко не все в общественном сознании усвоили, что ОЭФ есть абстракция относительно человечества в целом и речь должна идти больше как ты выразился не о процессах внутри формации, а о межформационных отношениях, имея в виду общественные организмы, развивающие по законам формации, а не саму формацию. Соотношение как бесконечного и конечного по Гегелю, как абстрактного и конкретного по Семёнову.
Словами Сёменова, эта мысль звучит так: «Если подвести некоторые итоги, то можно сказать, что существенный недостаток ортодоксального варианта теории общественно-экономических формаций заключается в том, что он концентрирует внимание только на связях "вертикальных", связях во времени, диахронных, да и то понимаемых крайне односторонне, лишь как связи между различными стадиями развития внутри одних и тех же социально-исторических организмов. Что же касается связей "горизонтальных", т.е. связей между сосуществующими в пространстве социально-историческими организмами, связей синхронных, межсоциорных, то в теории общественно-экономических формаций им не придавалось значения. Такой подход делал невозможным понимание поступательного развития человеческого общества как единого целого, смены стадий этого развития в масштабе всего человечества, т. е. подлинное понимание единства мировой истории,



Михаил, данные два аргумента являются для меня достаточным основанием, чтобы относится к переписке Маркса с Засулич предельно спокойно. Мы начинали в российской революции ХХ в не с общины, а с капитализма, и сейчас в ХХIаналогично.

Последний раз редактировалось Леонид Санталов; 22.11.2013 в 01:14.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 22.11.2013, 06:14   #62
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию Откуда есть пошел капитализм на Руси?

Привет, Леонид!

Я не говорю, что мы начинаем с общины. Но мне кажется сугубо темным вопрос о тои, откуда взялся в России этот самый капитализм? Возник ли он в России "на своей собственной основе", или привит из-вне, как в Индии или в Китае? Как можно понять Маркса, капитализм в России - реакционная чаадаевщина.

Маркс, думаю, не хуже Семенова знал формационную теорию марксизма. Но в отношении России он не спешит ею воспользоваться.

Я, Леонид, все же выложу здесь все черновики писем к Засулич. Пусть будут под рукой.

Уже то обстоятельство, что Маркс, в отличие от ортодоксов, понимает, где границы применимости его теории и ищет направление и способы их преодоления, делает эти наброски чрезвычайно интересными.

А вопрос возникновения капитализма в России нужно провентелировать отдельно, без схем, на фактах. Но это - потом.
МИБ вне форума  
Старый 22.11.2013, 08:02   #63
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию Из 1-го наброска: окончание

Г

Чтобы судить о возможных судьбах сельской общины с точки зрения чисто теоретической, т. е. предполагая постоянно нормальные условия жизни, мне нужно теперь отметить некоторые характерные черты, отличающие "земледельческую общину" от более древних типов.

Прежде всего, ВСЕ БОЛЕЕ РАННИЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ ОБЩИНЫ покоятся НА КРОВНОМ РОДСТВЕ своих членов; РАЗРЫВАЯ ЭТУ сильную, но УЗКУЮ СВЯЗЬ, земледельческая община оказывается БОЛЕЕ СПОСОБНОЙ РАСШИРЯТЬСЯ и выдерживать соприкосновение с чужими.

Затем, внутри нее, дом и его придаток - двор уже являются частной собственностью земледельца, между тем как уже задолго до появления земледелия

ОБЩИЙ ДОМ БЫЛ ОДНОЙ ИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОСНОВ ПРЕЖНИХ ФОРМ ОБЩИНЫ.

Наконец, хотя пахотная земля остается общинной собственностью, они периодически переделяется между членами земледельческой общины, так что каждый земледелец обрабатывает своими силами назначенные ему поля и присваивает себе лично плоды этой обработки, между тем как в более древних общинах производство ведется сообща и распределяются только продукты.

Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства.

Д


Но не менее очевидно, что тот же дуализм может со временем стать ИСТОЧНИКОМ РАЗЛОЖЕНИЯ. Оставляя в стороне все влияния враждебной среды, уже одно ПОСТЕПЕННОЕ НАКОПЛЕНИЕ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, начинающееся с накопления скота (допуская накопление богатства даже в виде крепостных), все более и более значительная роль, которую движимое имущество играет в самом земледелии, и множество других обстоятельств, неотделимых от этого накопления, но изложение которых отвлекло бы меня слишком далеко, - все это действует как ЭЛЕМЕНТ, РАЗЛАГАЮЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, и порождает в недрах самой общины столкновение интересов, которое сначала влечет за собой превращение пахотной земли в частную собственность и которое кончается частным присвоением лесов, пастбищ, пустошей и пр., уже ставших ОБЩИННЫМИ ПРИДАТКАМИ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Именно поэтому "ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩИНА" повсюду представляет собой НОВЕЙШИЙ ТИП АРХАИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМАЦИИ, и поэтому же в историческом движении ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, древней и современной, ПЕРИОД ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ является переходным периодом ОТ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, от первичной формации к формации вторичной.

Но значит ли это, что при всех обстоятельствах развитие "земледельческой общины" должно следовать этим путем? Отнюдь нет. Ее конститутивная форма - допускает такую альтернативу:

- либо заключающийся в ней элемент частной собственности одержит верх над элементом коллективным,

- либо последний одержит верх над первым. Все зависит от исторической среды, в которой она находится... a priori возможен и тот, и другой исход, но для каждого из них, очевидно, необходима совершенно различная историческая среда.

3) Россия - единственная европейская страна, в которой "земледельческая община" сохранилась в национальном масштабе до наших дней. Она не является, подобно Ост-Индии, добычей чужеземного завоевателя.

В то же время она не живет изолированно от современного мира. С одной стороны, общая земельная собственность дает ей возможность непосредственно и постепенно превращать парцеллярное и индивидуалистическое земледелие в земледелие коллективное, и русские крестьяне уже осуществляют его на лугах, не подвергающихся разделу.

Физическая конфигурация русской почвы благоприятствует применению машин в широком масштабе. Привычка крестьянина к артельным отношениям облегчает ему переход от парцеллярного хозяйства к хозяйству кооперативному, и, наконец, русское общество, так долго жившее на его счет, обязано предоставить ему необходимые авансы для такого перехода.

(В рукописи далее зачеркнуто: "Необходимо, конечно, начать с того, чтобы привести общину в нормальное состояние на нынешней основе, потому что крестьянин повсюду является противником всяких крутых перемен". Ред.)

С другой стороны, одновременное существование западного производства, господствующего на мировом рынке, позволяет России ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья [3]. (…)

Есть одна характерная черта у русской "земледельческой общины", которая служит источником ее слабости и неблагоприятна для нее во всех отношениях. Это - ее изолированность, отсутствие связи между жизнью одной общины и жизнью других, этот локализованный микрокосм, который НЕ ПОВСЮДУ встречается как имманентная характерная черта этого типа, но который повсюду, где он встречается, воздвиг над общинами более или менее централизованный деспотизм.

Объединениесеверных русских республик доказывает, что эта эволюция, которая первоначально вызвана была, по-видимому, обширным протяжением территории, была в значительной степени закреплена политическими судьбами, пережитыми Россией со времен монгольского нашествия.

Ныне этот недостаток весьма легко устраним. Следовало бы просто заменить волость, учреждение правительственное, собранием выборных от крестьянских общин, которое служило бы экономическим и административным органом, защищающим их интересы (…)

Разумеется, ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩИНЫ совершалась бы постепенно, и первым шагом в этом направлении было бы создание для нее нормальных условий на ее нынешней основе

(В рукописи далее зачеркнуто: "А историческое положение русской "сельской общины" не имеет себе подобных! В Европе она одна сохранилась не в виде рассеянных обломков, наподобие тех редких явлений и мелких курьезов, обломков первобытного типа, которые еще недавно встречались на Западе, но как чуть ли не господствующая форма народной жизни на протяжении огромной империи. Если в общей собственности на землю она имеет основу коллективного присвоения, то ее историческая среда - одновременно с ней существующее капиталистическое производство - предоставляет ей уже готовые материальные условия совместного труда в широком масштабе.

Следовательно, она может использовать положительные приобретения капиталистического строя, не проходя сквозь его кавдинские ущелья. Парцеллярное земледелие она может постепенно заменить крупным земледелием с применением машин, для которых так благоприятен физический рельеф русских земель. Она может, следовательно, стать непосредственным отправным пунктом экономической системы, к которой тяготеет современное общество, и зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству. Для начала нужно было бы, напротив, поставить ее в нормальное положение". Ред.)

Но ей противостоит земельная собственность, держащая в своих руках почти половину - притом лучшую - земель, не считая земель государственных. Именно поэтому сохранение "сельской общины" путем ее дальнейшей эволюции совпадает с общим движением русского общества, возрождение которого может быть куплено только этой ценой. Даже с чисто экономической точки зрения Россия может выйти из тупика, в котором находится ее земледелие, только путем развития своей сельской общины; попытки выйти из него при помощи капиталистической аренды на английский лад были бы тщетны: эта система противна всем сельскохозяйственным условиям страны.

Оставляя в стороне все бедствия, угнетающие в настоящее время русскую "сельскую общину", и принимая во внимание лишь форму ее строения и ее историческую среду, нужно признать, что с первого же взгляда очевидно, что одна из ее основных характерных черт - общая собственность на землю - образует естественную основу коллективного производства и присвоения.

Помимо того, привычка русского крестьянина к АРТЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ облегчила бы ему переход от парцеллярного хозяйства к ХОЗЯЙСТВУ КОЛЛЕКТИВНОМУ, которое он в известной мере ведет уже на не подвергающихся разделу лугах, при осушительных работах и других предприятиях, представляющих общий интерес.

Но для того, чтобы коллективный труд мог заменить в самом земледелии труд парцеллярный, источник частного присвоения, - нужны две вещи: экономическая потребность в таком преобразовании и материальные условия для его осуществления...

Но оборудование, удобрение, агрономические методы и пр. - все необходимые для коллективного труда средства - где их найти? Именно здесь-то и скажется крупное превосходство РУССКОЙ «СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ» над архаическими общинами того же типа. ОНА ОДНА СОХРАНИЛАСЬ В ЕВРОПЕ В ШИРОКОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ МАСШТАБЕ. Она находится благодаря этому в исторической среде, в которой существующее одновременно с ней капиталистическое производство предоставляет ей все условия коллективного труда…

Физическая конфигурация русских земель благоприятствует сельскохозяйственной обработке при помощи машин, организуемой в широком масштабе и осуществляемой кооперативным трудом. Что же касается первоначальных организационных издержек, интеллектуальных и материальных, - то русское общество обязано предоставить их "сельской общине", за счет которой оно жило так долго и в которой оно ЕЩЕ ДОЛЖНО ИСКАТЬ СВОЙ «ИСТОЧНИК ВОЗРОЖДЕНИЯ».

Лучшим доказательством того, что такое развитие "сельской общины" соответствует направлению исторического процесса нашего времени, служит роковой кризис, претерпеваемый капиталистическим производством в европейских и американских странах, в которых оно наиболее развилось, - кризис, который кончится уничтожением капитализма и ВОЗВРАЩЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА К ВЫСШЕЙ ФОРМЕ НАИБОЛЕЕ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА – К КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ И КОЛЛЕКТИВНОМУ ПРИСВОЕНИЮ.

4) Чтобы быть в состоянии развиваться, необходимо прежде всего жить, а ведь ни для кого не секрет, что в данное время жизнь "сельской общины" находится в опасности.

Чтобы экспроприировать земледельцев, нет необходимости изгнать их с их земель, как это было в Англии и в других странах; точно так же нет необходимости уничтожить общую собственность посредством указа.

Попробуйте сверх определенной меры отбирать у крестьян продукт их сельскохозяйственного труда - и, несмотря на вашу жандармерию и вашу армию, вам не удастся приковать их к их полям! В последние годы Римской империи провинциальные декурионы - не крестьяне, а земельные собственники - бросали свои дома, покидали свои земли, даже продавали себя в рабство, только бы избавиться от собственности, которая стала лишь официальным предлогом для беспощадного и безжалостного вымогательства.

С самого так называемого освобождения крестьян русская община поставлена была государством в ненормальные экономические условия, и с тех пор оно не переставало угнетать ее с помощью сосредоточенных в его руках общественных сил.

Обессиленная его фискальными вымогательствами, оказавшаяся беспомощной, она стала объектом эксплуатации со стороны торговца, помещика, ростовщика.

Это угнетение извне обострило уже происходившую внутри общины борьбу интересов и ускорило развитие в ней элементов РАЗЛОЖЕНИЯ. Но это еще не все.

(В рукописи далее зачеркнуто: "За счет крестьян государство выпестовало те наросты капиталистической системы, которые легче всего было привить - биржу, спекуляцию, банки, акционерные общества, железные дороги, дефицит которых оно покрывает и авансом выплачивает прибыль предпринимателям, и т. д. и т. д." Ред.)

За счет крестьян государство выпестовало те отрасли западной капиталистической системы, которые, нисколько не развивая производственных возможностей сельского хозяйства, особенно способствуют более легкому и быстрому расхищению его плодов непроизводительными посредниками. Оно способствовало, таким образом, обогащению нового капиталистического паразита, который высасывал и без того оскудевшую кровь из "сельской общины" (…)

Словом, государство оказало свое содействие ускоренному развитию технических и экономических средств, наиболее способных облегчить и ускорить эксплуатацию земледельца, т. е. наиболее мощной производительной силы России, и обогатить "новые столпы общества".

5) Это стечение разрушительных влияний, если только оно не будет разбито мощным противодействием, должно естественно привести к гибели сельской общины.

Но спрашивается: почему все эти интересы (включая крупные промышленные предприятия, находящиеся под правительственной опекой), которым так выгодно нынешнее положение сельской общины, почему стали бы они стремиться убить курицу, несущую для них золотые яйца? Именно потому, что они чувствуют, что "это современное положение" не может продолжаться, что, следовательно, нынешний способ эксплуатации уже не годится. Бедственное положение земледельца уже истощило землю, которая становится бесплодной.

Хорошие урожаи чередуются с голодными годами. Средние цифры за последние десять лет показывают не только застой, но даже падение сельскохозяйственного производства. Наконец, впервые России приходится ввозить хлеб,
вместо того чтобы вывозить его.

Следовательно, нельзя терять времени. Нужно с этим покончить.

Нужно создать средний сельский класс из более или менее состоятельного меньшинства крестьян, а большинство крестьян превратить просто в пролетариев.

С этой-то целью представители "новых столпов общества" и выставляют самые раны, нанесенные общине, как естественные симптомы ее дряхлости.

Так как стольким различным интересам и, в особенности, интересам "новых столпов общества", выросших под благожелательной к ним властью Александра II, выгодно было нынешнее положение "сельской общины", - для чего же им сознательно добиваться ее смерти? Почему их представители выставляют нанесенные ей раны как неопровержимое доказательство ее естественной дряхлости? Почему хотят они убить курицу, несущую золотые яйца?

Просто потому, что благодаря экономическим фактам, анализ которых завел бы меня слишком далеко, перестало быть тайной, что нынешнее положение общины не может больше продолжатъся, что просто в силу хода вещей нынешний способ эксплуатации народных масс уже не годится.

Следовательно, нужно что-то новое, и это новое, преподносимое в самых разнообразных формах, сводится постоянно к следующему: УНИЧТОЖИТЬ ОБЩИННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, дать более или менее состоятельному меньшинству крестьян сложиться в сельский средний класс, а огромное
большинство превратить просто в пролетариев.

С одной стороны, "сельская община" почти доведена до края гибели; с другой - ее подстерегает МОЩНЫЙ ЗАГОВОР, ЧТОБЫ НАНЕСТИ ЕЙ ПОСЛЕДНИЙ УДАР.

Чтобы спасти русскую общину,
нужна русская революция.

Впрочем, ТЕ, В ЧЬИХ РУКАХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИЛЫ, ДЕЛАЮТ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ МАССЫ К ТАКОЙ КАТАСТРОФЕ.

И в то время как обескровливают и терзают общину, обеспложивают и истощают ее землю, литературные лакеи "новых столпов общества" иронически указывают на нанесенные ей раны, как на симптомы ее естественной и неоспоримой дряхлости, и уверяют, что она умирает естественной смертью и что сократить ее агонию было бы добрым делом. РЕЧЬ ИДЕТ ЗДЕСЬ, таким образом, уже не о проблеме, которую нужно разрешить, а просто-напросто О ВРАГЕ, которого нужно сокрушить.

ЧТОБЫ СПАСТИ РУССКУЮ ОБЩИНУ, НУЖНА РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Впрочем, русское правительство и "новые столпы общества" делают все возможное, чтобы подготовить массы к такой катастрофе. Если революция произойдет в надлежащее время, если она сосредоточит все свои силы, чтобы обеспечить свободное РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ, последняя вскоре станет элементом ВОЗРОЖДЕНИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА и элементом превосходства над странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя.
МИБ вне форума  
Старый 22.11.2013, 12:02   #64
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию РУССКИЙ АРХЕОМОДЕРН

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
Привет, Леонид!

Я не говорю, что мы начинаем с общины. Но мне кажется сугубо темным вопрос о тои, откуда взялся в России этот самый капитализм? Возник ли он в России "на своей собственной основе", или привит из-вне, как в Индии или в Китае? Как можно понять Маркса, капитализм в России - реакционная чаадаевщина.

Маркс, думаю, не хуже Семенова знал формационную теорию марксизма. Но в отношении России он не спешит ею воспользоваться.

Я, Леонид, все же выложу здесь все черновики писем к Засулич. Пусть будут под рукой.

Уже то обстоятельство, что Маркс, в отличие от ортодоксов, понимает, где границы применимости его теории и ищет направление и способы их преодоления, делает эти наброски чрезвычайно интересными.

А вопрос возникновения капитализма в России нужно провентелировать отдельно, без схем, на фактах. Но это - потом.
Привет, Михаил!
Я хорошо тебя понимаю, почему данная проблема является для России актуальной. Сам пришёл к этому выводу. Если даже Путин заговорил о нашей идентичности в культуре, цивилизации, то тем более это есть необходимость марксиста, его принцип - исходить всегда из реальности. Когда разбираешься с данным вопросом в культурологии, социологии, политологии, то от тощего формального содержания становится грустно и обидно за наше обществоведение.
Ген русской культуры остаётся до сих пор великой тайной. В понятии три взаимосвязанных момента. Если всеобщее формирует марксизм, то особенное и единичное, должны исходить из исторической реальности. Формационная составляющая = целое, которое формирует, направляет, развивает, отрицает, определяет историческую реальность. По- моему это та САМОСТЬ, о которой пишет Гегель. Но исходная историческая реальность объективна и в снятом состоянии наворачивает все исторические пласты, время синхронно – это и объясняет поведение фундаментальной составляющей – русского народа. Актуальность переписки К.Маркса с В.Засулич понятна, с учетом противостояния Ленина народничеству:
• Ген русской культуры;
• Социология русского общества;
• Уклад в многоукладности;
• Развитие кооперации;
• Развитие коммун;
• и т.д. и т.п.
В условиях ХХI века всё осложнилось, в условиях урбанизации, в условиях массового сознательного уничтожения с/х производства и русской деревни. Начинал свою жизнь с деревни, где всё работало, развивалось и процветало. И сейчас условия труда позволят большую часть времени проводит в деревне, где всё производство умерло, пашня, поля заросли ивой. Естественно, вспомнишь Сталина, который бы за такое состояние дел всё руководство бы поставил к стенке.
С учетом вышесказанного, и переписки Маркса с Засулич в том числе, пришлось обратиться к исследованиям антимарксиста А.Г. Дугина (профессор МГУ). На столе его книга «Социология русского общества. Россия между хаосом и логосом», где исследуется понятие «Археомодерн» Короче, это чужеродное, которое было внедрено в тело русской архаики: государство, право, капитализм и т.п. насилие,
Мысли Дугина, автора термина:
На русский язык слово «модерн» обычно переводят как «современный», то, что «соответствует моде дня», движение вместе с историей, соответствие ей. В более узком смысле модерн понимают, как эпоху, наступившую после периода Возрождения в западном обществе. …
• Модернизация – вербуются или подкупаются местные элиты, которые осуществляют перевод своей архаики к западному логосу, западноевропейское общество считает свою модель перехода от мифоса к логосу.
• Археомодерн – заимствованный логос западноевропейского логоса при сохраненной архаике, которая при внешнем отсутствии, так или иначе, заявляет о своем присутствии, превращая модернизацию в фарс.
• При анализе явления очень важно учитывать, что археомодерн протестует не против логоса как такового, но именно против западноевропейского логоса.
• Исходя из вышесказанного, археомодерн в России предстает как партизанская модель русской архаики, задачей которой является срыв вхождения в западное сообщество. Завершить этот процесс мешает покоящийся архаический русский рационализм, способный породить русский логос в русском же обществе. Поэтому о русском обществе, как о проекте русского логоса на данный момент можно говорить исключительно на языке прогнозов
.
PS
Данный материал не выход из темы, а имеет отношение, как ни парадоксально для марксиста, к становлению русского социализма.

Последний раз редактировалось Леонид Санталов; 22.11.2013 в 12:18.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 22.11.2013, 12:58   #65
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

Будь я проклят, если хоть что-нибудь понял в этом архи-сермяж-модерне.

Это ведь ещё Достоеский отчётливо понимал, что русские - не восточники - рабы сенсея и не западники - рабы доляра.
И Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
...

Хуже того, русский - вообще не национальность, потому как - имя прилагательное, тогда как национальность ( немец, грек, ирокез ...) - существительное.
Язык, как указывали Гегель со Сталиным, - штука точная, базисная. Это не какая-нибудь надстройка.

Потому Маркс и пришёл в оторопь от русских дел, которые разбивали построения его такого логичного истмата: формации, там рабовладение, частная собственность, капитализм, личность, буржуа, рента ...
А тут, на Руси, - хрен знает чё.
И начал срочно изобретать азиатский способ производства.
Но ион в применении к России ...
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.

Последний раз редактировалось cherry; 22.11.2013 в 13:31.
cherry вне форума  
Старый 22.11.2013, 13:49   #66
МИБ
Местный
 
Регистрация: 28.06.2007
Сообщений: 2,154
Репутация: 128
По умолчанию Из 2-го наброска

А

Таким образом, процесс, который я анализировал, заменил форму частной и раздробленной собственности работников капиталистической собственностью ничтожного меньшинства… заменил один вид собственности другим.

Как можно это применять к России, где земля не является и никогда не была "частной собственностью" земледельца?...

Стало быть, единственное заключение, которое они имели бы право вывести из хода вещей на Западе, сводится к следующему: чтобы установить у себя капиталистическое производство, Россия должна начать с уничтожения общинной собственности и с экспроприации крестьян, т. е. широких народных масс. Впрочем, как раз этого и желают РУССКИЕ ЛИБЕРАЛЫ (…)

Экспроприация земледельцев на Западе привела к "превращению частной и раздробленной собственности работников" в частную и концентрированную собственность капиталистов. Но это все же - замена одной формы частной собственности другой формой частной собственности.

В России же речь шла бы, наоборот, о замене капиталистической собственностью СОБСТВЕННОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ.

Конечно, если капиталистическое производство должно восторжествовать в России, то огромное большинство крестьян, т. е. русского народа, должно быть превращено в наемных рабочих и, следовательно, экспроприировано ПУТЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УНИЧТОЖЕНИЯ ЕГО КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Но, во всяком случае, западный прецедент здесь ровно ничего не доказывает (…)

Прежде всего в Западной Европе смерть общинного землевладения и рождение капиталистического производства отделены друг от друга громадным промежутком времени, охватывающим целый ряд последовательных экономических революций и эволюции, из которых капиталистическое производство является лишь наиболее близкой к нам. С одной стороны, оно чудесным образом развило общественные производительные силы, но, с другой стороны, оно оказалось несовместимым с теми самыми силами, которые оно порождает.

Его история есть отныне лишь история антагонизмов, кризисов, конфликтов, бедствий. В конце концов оно показало всем, за исключением тех, кто слеп в силу своей заинтересованности, свой чисто преходящий характер.

Народы, у которых оно наиболее развилось, как в Европе так и в Америке, стремятся лишь к тому, чтобы разбить его оковы, заменив капиталистическое производство производством кооперативным и капиталистическую собственность – ВЫСШЕЙ ФОРМОЙ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА СОБСТВЕННОСТИ, Т.Е. СОБСТВЕННОСТЬЮ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ.

Б

Если бы Россия была изолирована от мира, если бы она должна была сама, своими силами, добиться тех экономических завоеваний, которых Западная Европа добилась, лишь пройдя через длинный ряд эволюции - от первобытных общин до нынешнего ее состояния, то не было бы, по крайней мере в моих глазах, никакого сомнения в том, что с развитием русского общества общины были бы неизбежно осуждены на гибель.

Но положение русской общины совершенно отлично от положения первобытных общин Запада. Россия - единственная страна в Европе, в которой общинное землевладение сохранилось в широком национальном масштабе, но в то же самое время Россия существует в современной исторической среде, она является современницей более высокой культуры, она связана с мировым рынком, на котором господствует капиталистическое производство.

Усваивая положительные результаты этого способа производства, она получает возможность развить и преобразовать еще АРХАИЧЕСКУЮ ФОРМУ СВОЕЙ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ, вместо того чтобы ее разрушить (отмечу мимоходом, что ФОРМА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ ЕСТЬ НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА АРХАИЧЕСКОГО ТИПА, который, в свою очередь, ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ ЦЕЛЫЙ РЯД ЭВОЛЮЦИИ.

В

4) АРХАИЧЕСКАЯ ИЛИ ПЕРВИЧНАЯ ФОРМАЦИЯ ЗЕМНОГО ШАРА состоит из целого ряда напластований различных периодов, из которых одни ложились на другие. Точно так же АРХАИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМАЦИЯ открывает нам ряд различных этапов, отмечающих собой последовательно сменяющие друг друга эпохи. РУССКАЯ СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА принадлежит к самому новому типу в этой цепи.

Земледелец уже владеет в ней на правах частной собственности домом, в котором он живет, и огородом, который является его придатком. Вот первый разлагающий элемент архаической формы, не известный более древним типам.

С другой стороны, последние [более древние типы] покоятся все на отношениях КРОВНОГО РОДСТВА между членами общины, между тем как тип, к которому принадлежит РУССКАЯ ОБЩИНА, УЖЕ СВОБОДЕН ОТ ЭТОЙ УЗКОЙ СВЯЗИ. Это открывает более широкий простор для ее развития…

Легко понять, что свойственный "земледельческой общине" дуализм может служить для нее источником большой жизненной силы, потому что, с одной стороны, общая собственность и обусловливаемые ею общественные отношения придают прочность ее устоям, в то время как частный дом, парцеллярная обработка пахотной земли и частное присвоение ее плодов допускают РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, НЕ СОВМЕСТИМОЕ С УСЛОВИЯМИ БОЛЕЕ ДРЕВНИХ ОБЩИН.

Подхожу теперь к существу вопроса. Незачем скрывать, что АРХАИЧЕСКИЙ ТИП, К КОТОРОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ РУССКАЯ ОБЩИНА, таит в себе внутренний дуализм, который, при наличии определенных исторических условий, может повлечь за собой ее ГИБЕЛЬ.

Собственность на землю общая, но каждый крестьянин, подобно мелкому западному крестьянину, обрабатывает свое поле своими собственными силами. Общинная собственность, парцеллярная обработка земли - это сочетание, полезное в эпохи более отдаленные, становится опасным в наше время. С одной стороны, движимое имущество, элемент, играющий все более и более важную роль в самом земледелии, все сильнее дифференцирует имущественное положение членов общины и вызывает в ней, особенно под фискальным давлением государства, борьбу интересов; с другой стороны, утрачивается экономическое преимущество общинного землевладения как базы кооперативного и согласованного труда. Но не нужно забывать, что в использовании не подвергающихся разделу лугов русские крестьяне уже применяют коллективный образ действий, что их привычка к артельным отношениям значительно облегчила бы им переход от парцеллярной обработки к обработке коллективной, что физическая конфигурация русской почвы благоприятствует соединенной обработке с применением машин в широком масштабе и что, наконец, русское общество, так долго жившее на счет сельской общины, обязано авансировать ей первоначальные средства, необходимые для этого изменения.

Разумеется, речь идет только о постепенном изменении, которое нужно было бы начать с того, чтобы поставить общину в нормальное положение на ее нынешней основе.

Г

Оставляя в стороне все более или менее теоретические вопросы, нет надобности говорить Вам, что в настоящее время самому СУЩЕСТВОВАНИЮ РУССКОЙ ОБЩИНЫ УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ со стороны действующих заодно против нее МОЩНЫХ ИНТЕРЕСОВ.

Известный род капитализма, вскормленный за счет крестьян при посредстве государства, ПРОТИВОСТОИТ ОБЩИНЕ; он заинтересован в том, ЧТОБЫ ЕЕ РАЗДАВИТЬ. В интересах помещиков также создать из более или менее состоятельных крестьян средний сельскохозяйственный класс и превратить бедных земледельцев, т. е. массу их, в простых наемных рабочих, т. е. - обеспечить себя дешевым трудом.

Да и как может сопротивляться община, раздавленная вымогательствами государства, ограбленная торговцами, эксплуатируемая помещиками, подрываемая изнутри ростовщиками!

Жизни русской общины угрожает не историческая неизбежность, не теория, а угнетение государством и эксплуатация проникшими в нее капиталистами, взращенными за счет крестьян тем же государством»
МИБ вне форума  
Старый 22.11.2013, 14:21   #67
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Уровень развития России перед Октябрём 1917 года


МИБ

2. Думаю (насколько известные мне факты это позволяют) что Россия пришла к Октябрю страной самого низкого уровня развития капитализма. В остальных странах либо и такого не было, либо он был выше. Хорошо бы этот вопрос прозондировать детальнее. Кажется, что наш исторический осциллограф крупно привирает, а суть не ловит. Здесь, как раз, проблема с логикой. Если факт не вписывается ни в какую цепочку, а его отрицание является необходимым звеном всех известных цепочек, он весьма сомнителен, а его отрицание - весьма вероятно.
ЛАС

Если бы было так, то
1. Не существовало бы закона очередности коммунистической революции, который Ленин реализовал на практике в 1917 году.
2. Россия бы из первой очереди революции, переместилась бы во вторую, так как формационное противоречие ОТСУТСТВОВАЛО, как один из моментов, составляющих объективного фактора перехода к другой формации.
3. Это ставить крест на Ленинские работы о капитализме и империализме, которые отличает глубокая научная порядочность и глубина, в отличие от его оппонентов, в том числе и народников.
4. Необходимо бы выбросить книги по Истории СССР и энциклопедии (по революции), так как они дают противоположную оценку.
5. Извини, но такая оценка и современной либеральной идеологии, которые приклеили ярлык большевикам как «авантюристам», и оправдывают этим реставрацию капитализма. Письма Марка/ Засулич, выпадают из этой аргументации, в России был уже капитализм.

Развитие капитализма в России шло по всем направлениям и уровням

чистый капитализм;

монополистический капитализм;

государственно-монополистический капитализм

Под рукой книга История СССР. Эпоха социализма Ю.С.Кукушкин.

1985. Читаю на 10 стр.
«Перед Октябрём Россия была среднеразвитой капиталистической страной, вступившей в стадию империалистического развития.

ü По объему промышленного производства она занимала пятое место в мире.
ü Промышленность давала 40% национального дохода.
ü Господствующее положение занимали монополии (около 200)
ü Формировался и рост государственно-монополистический сектор экономики.
ü «Объективное положение дел показало, - писал Ленин,- что война ускорила развитие капитализма, и оно шло вперёд от капитализма к империализму, от монополии к огосударствлению. Это всё продвинуло социалистическую революцию и создало объективные условия для неё». ( Ленин В.И. ПСС т 31, с.355)

Из реальной истории
Развитие капитализма в России

Капитализм в России начал развиваться в 1830-е - 1840-е гг., когда началось массовое внедрение машин в промышленности и массовое вытеснение крепостного труда свободным наемным трудом. Дополнительный импульс эти процессы получили после отмены крепостного права в 1861 году. Происходило резкое увеличение промышленного производства (см. Индустриализация в Российской империи). Развитие происходило быстрыми темпами, перемежавшимися периодами кризисов и депрессий (1860-е - 1870-е гг., начало 1900-х гг.).

Из Ленинской работы Развитие капитализма в России, обратил внимание на социальную структуру, которая постоянно приводиться оппонентами Ленина, против социалистической революции

Ленин более детально показал классовый состав населения России с учётом результатов 1-й переписи населения (1897). Из 125,6 млн. чел. всего населения крупная буржуазия и помещики составляли около 3 млн. чел., зажиточные мелкие хозяева — 23,1 млн., беднейшие мелкие хозяева — 35,8 млн., пролетарии — 22 млн., а вместе с полупролетариями — 63,7 млн. чел. Эти данные, подводящие итог огромной работы Ленина по изучению экономической действительности России, имели решающее значение для выяснения путей революционного движения. Пролетариат оказывался не малочисленной и слабой массой, затерянной в бескрайнем крестьянском море, как полагали народники (по их расчётам пролетариат составлял немногим более 1% населения), а представлял собой внушительную общественную силу: вместе с полупролетариями — свыше 50% населения.

Зрела структура империализма как высшей стадии капитализма, поэтому Ленин писал: «Сажусь за работу над брошюрой об империализме» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 166). В первой половине февраля 1916 года. Содержание работы, говорит о себе, до чего развивался капитализм в России.
Империализм, как высшая стадия капитализма
I. Концентрация производства и монополии
II. Банки и их новая роль
III. Финансовый капитал и финансовая олигархия
IV. Вывоз капитала
V. Раздел мира между союзами капиталистов
VI. Раздел мира между великими державами
VII. Империализм, как особая стадия капитализма
VIII. Паразитизм и загнивание капитализма
IX. Критика империализма
X. Историческое место империализма


ЛАС
Итоговая оценка в уровне развития капитализма в России, у меня не вызывает сомнения, повторю.
Перед Октябрём Россия была среднеразвитой капиталистической страной, вступившей в стадию империалистического развития.

Это отличается
МИБ
что Россия пришла к Октябрю страной самого низкого уровня развития капитализма
Леонид Санталов вне форума  
Старый 22.11.2013, 14:39   #68
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Аксиома и проблема русского логоса

Цитата:
Сообщение от cherry Посмотреть сообщение
Будь я проклят, если хоть что-нибудь понял в этом архи-сермяж-модерне.

Это ведь ещё Достоеский отчётливо понимал, что русские - не восточники - рабы сенсея и не западники - рабы доляра.
И Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
...

Хуже того, русский - вообще не национальность, потому как - имя прилагательное, тогда как национальность ( немец, грек, ирокез ...) - существительное.
Язык, как указывали Гегель со Сталиным, - штука точная, базисная. Это не какая-нибудь надстройка.

Потому Маркс и пришёл в оторопь от русских дел, которые разбивали построения его такого логичного истмата: формации, там рабовладение, частная собственность, капитализм, личность, буржуа, рента ...
А тут, на Руси, - хрен знает чё.
И начал срочно изобретать азиатский способ производства.
Но ион в применении к России ...
Евгений, ты не одинок, мои студенты тебя поддержат. Но мне то приходится разбираться. С логикой материала вообще жуть. Я-то беру самое главное, штрихи, А мгу-шникам надо сдавать экзамен, по всему содержанию.
Прогресситы считают что развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Структуралисты как гегельянцы, считают, что всё что происходило в истории существует в снятом виде и ОДНОВРЕМЕННО, как классовые ценности. Поэтому нас можно понять только в такой социокультурной дроби: В числителе весь модерн, запад, ценности цивилизации, а знаменателе- вся наша история от начала возникновения.
Почему стих Ф.Тютчева есть аксиома русского мифоса- знаменателя , ядро русской истории. Это факт из книги.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 22.11.2013, 14:52   #69
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию Общинность в Росси (Маркс/Засулич)

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
А

Таким образом, процесс, который я анализировал, заменил форму частной и раздробленной собственности работников капиталистической собственностью ничтожного меньшинства… заменил один вид собственности другим.

Как можно это применять к России, где земля не является и никогда не была "частной собственностью" земледельца?...

...
Михаил, спасибо за фактуру, использую, пока скопировал.
Леонид Санталов вне форума  
Старый 22.11.2013, 15:17   #70
Леонид Санталов
Местный
 
Аватар для Леонид Санталов
 
Регистрация: 18.08.2008
Адрес: Архангельск
Сообщений: 2,589
Репутация: 106
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от МИБ Посмотреть сообщение
Привет, Леонид!
Уже то обстоятельство, что Маркс, в отличие от ортодоксов, понимает, где границы применимости его теории и ищет направление и способы их преодоления, делает эти наброски чрезвычайно интересными. ...
Граница (Гегель) в данном случае,марксизм в границах традиционной истории, от её начала до конца. Это к категории "граница". А вот граница марксизма - интересно.
С началом понятно, да и с концам - тоже.
Леонид Санталов вне форума  
Закрытая тема


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Социализм - это... Кулагин Владимир Планируем новый российский социализм 109 21.06.2023 18:55
Натур-Социализм - это природный социализм Евгений Шнуровский Открытые письма, обращения и манифесты 96 13.05.2014 12:19
Деспотический социализм и Новый социализм Jung Планируем новый российский социализм 12 24.07.2010 23:35
Будущее — социализм! Kuznez Планируем новый российский социализм 138 14.03.2010 16:47


Текущее время: 04:13. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG