Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Политика и экономика в России и Мире > Угрозы России и братским народам

Угрозы России и братским народам Обороноспособность страны, внешние и внутренние угрозы

Ответ
 
Опции темы
Старый 07.01.2013, 01:11   #1
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Перспективы ВМФ РФ

Взгляд из Америки на перспективы ВМФ РФ


Публикация в ведущем американском военно-морском журнале Proceedings статьи Томаса Р. Федышина «Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?», посвященной военно-морскому строительству в нашей стране (см. журнал «Национальная оборона» №4/2012), вызвала появление на страницах этого авторитетного зарубежного издания других интересных публикаций на ту же тему. В них рассматриваются не общие, а более частные вопросы военно-морского строительства и военно-морской стратегии Российской Федерации.
Норман ПОЛМАР
На протяжении более 45 лет «холодной войны» советские подводные силы являлись определяющим фактором в военно-политической конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Насчитывая временами свыше 400 единиц, включая новейшие ядерные субмарины, подлодки с крылатыми или баллистическими ракетами на борту, советский подводный флот занимал доминирующее место в сознании людей, определяющих стратегию США.
Сегодня, спустя чуть больше двух десятилетий после окончания «холодной войны», российские подводные лодки, из которых, возможно, считанные единицы находятся в полной боевой готовности, редко выходят за пределы прибрежных вод. И, несмотря на грандиозные планы и заявления политиков и военно-морских чиновников, российские программы, связанные с подводными лодками и ракетным вооружением для них, на много лет отстают от графика.
ВМФ России в настоящее время «на бумаге» насчитывает чуть более 60 подводных лодок. Многие из них из-за нехватки обученного персонала, отсутствия вспомогательной инфраструктуры, а также материальных проблем пригодны к ограниченной эксплуатации, либо пребывают в затянувшемся ремонте или в ожидании ремонта. Судостроительная промышленность, которая в самый разгар «холодной войны» производила около 12 атомных подводных лодок в год, оказалась далеко не в лучшей форме в условиях скромных заказов.
К этой ситуации привел целый ряд проблем. Среди них: отсутствие реалистичной методики ценообразования на военную продукцию на различных верфях, предприятиях-субподрядчиках и в Министерстве обороны, чрезмерно высокие налоговые ставки в судостроительной отрасли, а также отсутствие в Министерстве обороны опытных специалистов по оборонным технологиям и оборудованию.
Гордостью российского флота являются подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ) нового поколения класса «Борей» (проект 955). Планируется обеспечить флот восемью такими подводными лодками к 2020 г. Было заявлено, что первая из этих ПЛАРБ в подводном положении будет иметь водоизмещение 19400 т, почти 560 футов (170,7 м) в длину и нести 16 новых БРПЛ «Булава». Дальность стрельбы этими ракетами составляет около 5000 морских миль (9260 км).
Головная подводная лодка - «Юрий Долгорукий» - была заложена в 1996 г. и спущена на воду в 2008 г., планировалось ввести ее в строй в 2011 г., то есть срок строительства (правда, с задержками на переработку проекта) составил свыше 15 лет! В течение этого периода работы останавливались несколько раз. В это время вносились крупные изменения в проект, следовательно, «фактическое строительство» заняло намного меньше времени.
Хотя подводная лодка была готова в прошлом году, ракета «Булава» еще не была готовой. Переделанная из межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования «Тополь-М» ракета «Булава» находилась на стадии испытаний с 2004 г. Протокол испытаний этой ракеты включает шесть успешных запусков в 2010-2011 гг. (перед этим было семь неудач и пять успешных испытаний). Действовавший в то время президент Дмитрий Медведев заявлял, что БРПЛ «Юрий Долгорукий» будет введена в строй в этом году.
Начиная с четвертой единицы, ПЛАРБ класса «Борей» будут оснащаться 20 ракетами. Восемь ПЛАРБ класса «Борей», каждая с 16 или 20 ракетами SS-N-30 (по классификации НАТО - прим. переводчика), несущими от шести до десяти ядерных боевых частей, будут составлять более половины запланированных Россией 1500 стратегических ядерных зарядов. Однако чрезвычайно маловероятно, что россияне смогут построить эти ПЛАРБ в соответствии с графиком.
Это отставание требует по-прежнему опираться на девять более старых ПЛАРБ семейства Delta. Шесть подводных лодок Delta IV (проект 667БДРМ «Дельфин» - прим. переводчика) находятся в составе Северного флота, а три подводные лодки Delta ІІІ (проект 667БДР «Кальмар» - прим. переводчика) входят в состав Тихоокеанского флота. Последние должны были «уйти на пенсию» несколько лет назад после замены их первыми ПЛАРБ «Борей». Кроме того, одна гигантская ПЛАРБ проекта 941У «Тайфун» («Акула») эксплуатируется в качестве испытательного корабля ракет «Булава», а еще две находятся на консервации.
Ситуация с ударной подводной лодкой следующего поколения (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами - ПЛАРК) проекта 885 «Ясень» - аналогична. Строительство шести таких лодок планируется завершить к 2020 г. Постройка головной - «Северодвинск» - была начата в 1993 г., но, как и с лодкой «Юрий Долгорукий», финансовые и другие проблемы привели к продолжительным задержкам. Она также претерпела ряд переделок проекта во время строительства. Лодка была спущена на воду в 2010 г., то есть теоретически время ее строительства составило почти 17 лет! Как минимум еще одна единица уже находится в стадии сборки. Имея подводное водоизмещение 14000 т и почти 400 футов (121,9 м) в длину, лодка «Северодвинск» оснащена восемью большими вертикальными ракетными пусковыми шахтами в кормовой части корпуса, каждая из которых может вмещать три противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» или пять ракет Club. Подводная лодка вооружена также торпедами и ракетами. Таким образом, подводные лодки класса «Ясень» будут сочетать в себе функции АПЛ и ПЛАРК в одном корпусе.
Из-за продолжительных периодов строительства конструкторские бюро, которые разрабатывали эти подводные лодки, обновили проекты. Это - конструкторские бюро «Рубин» («Борей») и «Малахит» («Ясень»), оба из Санкт-Петербурга. Обе лодки обладают несколькими современными особенностями и высоко автоматизированы. Стоит обратить внимание на форму корпуса «Борея». На первый взгляд кажется, что она противоречит концепции снижения шумности XX века. Однако если рассматривать ее с точки зрения как гидроакустической, так и гидродинамической малозаметности, выяснится, что новый дизайн корпуса - это еще один успех в разработке архитектуры подлодок с низким уровнем демаскирующих признаков. Хотя детали нам не доступны, похоже, что оба проекта как «Борей», так и «Ясень» обладают усовершенствованными движителями. На уровень автоматизации этих подводных лодок указывает тот факт, что «Юрий Долгорукий» имеет экипаж около 110 человек, а «Северодвинск» - 85 человек, что значительно меньше, чем на их американских аналогах.
С проблемами также сталкиваются и дизель-электрические подводные лодки, которые по-прежнему строятся на российских верфях. Первая подводная лодка проекта 677 класса «Лада», названная «Санкт-Петербургом», была завершена в 2010 г. Продолжительность ее строительства составила 13 лет! Тем не менее испытания подводной лодки не увенчались успехом, и она еще не эксплуатируется в составе ВМФ. Как сообщается, работы на двух других единицах проекта «Лада» практически остановились, а строительство других запланированных единиц было отменено. Имеются также признаки, что работы на двух более поздних подводных лодках замедлились, чтобы сделать возможной установку воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) на топливных элементах. (Советы экспериментировали с системами ВНЭУ с 1930-х гг. и построили в 1950-х гг. серию подводных лодок с ВНЭУ проекта 615 класса Quebec).
Правительство России пыталось продать подводные лодки класса «Лада» - как с ВНЭУ, так и без оных - военно-морским силам третьих стран. До сих пор эти усилия не увенчались успехом.
Строительство улучшенных вариантов многоцелевых подводных лодок более ранней разработки класса Kilo (проект 877/636) продолжается. При этом несколько единиц ранней постройки в России находятся в эксплуатации. Kilo оказалась очень успешно экспортируемой подводной лодкой. В настоящее время субмарины этого типа находятся на вооружении ВМС Алжира, Китая, Индии, Ирана, Польши и Румынии. Шесть единиц проекта 636 находятся в стадии строительства для ВМС Вьетнама.
Одна лодка проекта Kilo - «Алроса» - единственная в составе Черноморского флота. Она недавно участвовала в многонациональных учениях по отработке подводных спасательных операций в восточной части Атлантического океана. Это было первое участие российского подводного корабля в подобных учениях. Наиболее важным представляется то, что эта лодка оснащена инновационным водометным движителем, очевидно, выступая в качестве испытательного стенда при создании перспективных движителей.
Три подводные лодки усовершенствованного проекта 6363 класса Kilo находятся в стадии строительства для российского Черноморского флота. Серия, вероятно, будет продолжена. (Ни Советский Союз, ни Россия никогда не эксплуатировали подводные лодки с ядерными энергетическими установками ни на Черноморском, ни на Балтийском флотах).
Помимо этих боевых подводных лодок в российском Военно-морском флоте эксплуатируются несколько ядерных научно-исследовательских подводных лодок и единственная в своем роде подлодка проекта 20120 «Саров». Последняя представляет собой дизель-электрическую подводную лодку с небольшим ядерным реактором, который используется как вспомогательный электрогенератор для зарядки батарей - вид конфигурации ВНЭУ, который должен обеспечивать бесшумный ход продолжительностью до 20 суток. Эта лодка используется также для испытаний ряда новых систем.
Также представляет интерес ПЛАРБ класса Delta ІІІ, которая была переоборудована в плавучую базу для глубоководной научно-исследовательской подводной лодки проекта 1083, которая сродни недавно списанной атомной подлодке ВМС США NR-1. Седьмая ПЛАРБ Delta IV, получившая повреждения несколько лет назад, в настоящее время также находится в процессе переоборудования в лодку специального назначения.
Опираясь на опыт советских судостроительных заводов и передовые проекты подводных лодок, в том числе разработанных в свое время КБ «Малахит», представляется вполне вероятным, что Россия со временем будет располагать значительным и надежным подводным флотом.

Игорь Коротченко
Источник: trueinform.ru - newsland.com
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.04.2013, 09:51   #2
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Трагедия уникального "Урала"

Трагедия уникального "Урала"



По ряду причин, количество построенных в Советском Союзе боевых кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) оставляло желать лучшего. Более того, построенные корабли, начиная со второй половины восьмидесятых годов, стали жертвами политических, экономических и т.п. изменений в жизни страны.
В результате сейчас в боевом составе ВМФ России имеется лишь один крейсер с ядерной энергоустановкой, а три другие находятся в отстое и ждут своей участи. Несколько лет назад решилась судьба еще одного отечественного корабля с ЯЭУ. В соответствии с решением командования военно-морского флота и министерства обороны, началась утилизация большого атомного разведывательного корабля ССВ-33 «Урал». Судьба этого уникального корабля сложилась самым неприятным образом. Он успел прослужить считанные месяцы и всего один раз выйти в поход.
Как известно, залогом успешного перехвата вражеской баллистической ракеты является своевременное обнаружение пуска и передача информации соответствующему подразделению. Для этого ведущие страны мира строили и продолжают строить радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении и запускают специализированные космические аппараты. Ввиду своего географического и военно-политического положения Советский Союз не имел возможности размещать РЛС предупреждения за пределами своей территории. В результате немалая часть планеты оставалась, что называется, белым пятном. Решением этой проблемы должны были стать новые корабли, оснащенные соответствующим радиолокационным оборудованием. Благодаря своей мобильности они могли бы находиться в нужном районе мирового океана, а радиолокационная станция, системы радиоразведки и вычислительный комплекс позволили бы таким кораблям выполнять обнаружение и сопровождение целей, прежде всего баллистических ракет.
В 1977 году все идеи по поводу большого разведывательного корабля для патрулирования на удалении от баз и слежения за пусками ракет вероятного противника были закреплены соответствующим Постановлением Совмина СССР, которым требовалось создать такой корабль. Также в документе говорилось о разработке комплекса средств разведки «Коралл». Проектированием самого корабля, согласно Постановлению, должно было заняться ленинградское ЦКБ «Айсберг», а к созданию «Коралла» привлекли около двух сотен разных организаций по главе с ЦНПО «Вымпел». Проект получил цифровой индекс «1941» и шифр «Титан».
Согласно некоторым источникам, при создании проекта 1941 активно использовались наработки, полученные при создании гражданских судов. К примеру, нередко утверждается, что основой для корпуса «Титана» стала конструкция некоего рудовоза. Подтверждений этой информации нет, но стоит учесть, что при проектировании и строительстве других судов с развитым радиоэлектронным оборудованием - кораблей измерительного комплекса, использовавшихся в космической программе - применялся именно такой подход. Вне зависимости от своего «происхождения», корабли проекта 1941 обещали стать, как минимум, одними из самых крупных отечественных судов. Уже на ранних стадиях проектирования сформировались габариты «Титана»: длина корпуса в 265 метров, ширина 30 и общая высота около 70. Расчетное водоизмещение корабля было на уровне 34-35 тысяч тонн. Таким образом, перспективные разведывательные корабли получались крупнее и тяжелее, чем новейшие тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан».
При таких габаритах требовалась соответствующая силовая установка. По результатам недолгих размышлений и обсуждений чиновники от судостроения, командиры флота и конструкторы выбрали ядерную энергетическую установку. Из соображений экономии решили использовать ЯЭУ, ранее использованную на «Орланах», но при этом применить ряд наработок, полученных при проектировании ядерных энергоустановок для ледоколов. В ее основе были два двухконтурных водо-водяных реактора КН-3 (по другим данным, КЛ-40) тепловой мощностью по 170 МВт. Пар из второго контура реакторов подавался на турбозубчатые агрегаты ГТЗА-688, которые давали мощность по 23 тыс. л.с. каждый. Кроме того, выработанное реакторами тепло шло на обеспечение электроэнергией целевого оборудования. В качестве дополнительной силовой установки проект 1941 получил два котла ВДРК-500. Последние располагались в носовом и кормовом трюмах. Как оказалось, при достаточно больших габаритах самого корабля вписать все элементы силовой установки было весьма непросто.
Применение ядерной энергоустановки давало новому кораблю неплохие характеристики. Несмотря на значительное водоизмещение и размеры, он мог бы перемещаться со скоростью до 20-22 узлов, а дальность плавания была ограничена исключительно запасами продовольствия. При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.
Над корпусом корабля предусмотрели крупную трехъярусную надстройку с жилыми помещениями, постами управления и целевой аппаратурой. На крыше надстройки поместили четыре мачты с местами для установки различных антенн, а также антенну главной РЛС под сферическим кожухом. Специально разработанный комплекс радиоразведки и радиолокации «Коралл» был сопряжен с несколькими радиоэлектронными системами, как то РЛС МР-750 «Фрегат-МА», МР-123 «Вымпел», МР-212/201 «Вычегда-У», «Неман-П» и «Атолл». Кроме того, для слежения за запусками имелся оптико-электронный комплекс «Лебедь». По некоторым данным, он оснащался оптической системой с диаметром зеркала около полутора метров. При таких параметрах «Лебедь» мог бы засекать пуск межконтинентальной ракеты с расстояния в несколько сотен километров. Для обнаружения подводных объектов корабли проекта 1941 должны были оснащаться гидроакустическими станциями МГК-335М «Аргунь» и МГ-747 «Амулет». Обработкой информации, в соответствии с проектом, должен был заниматься специальный вычислительный комплекс с двумя ЭВМ типа «Эльбрус» и несколькими ЕС-1046. Вероятно, на кораблях предусматривались и другие системы, но точный состав специального оборудования проекта «Титан» не известен до сих пор.
Поскольку большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 был интересной целью для противокорабельного оружия противника, его решили оснастить комплексом оборонительного вооружения. На носу и корме проектом предлагалось ставить по одной артиллерийской установке АК-176М с автоматическим орудием калибра 76 мм. Для борьбы с высокоскоростными целями наподобие ракет корабли «Титан» должны были нести четыре зенитных автомата АК-630 калибра 30 мм. Список ствольного вооружения разведывательных кораблей завершали четыре установки «Утес-М» со спаренными крупнокалиберными пулеметами НСВ-12,7. Также на корабле предлагалось перевозить и использовать переносные зенитные ракетные комплексы и легкое противодиверсионное вооружение. В кормовой части корабля предусмотрели ангар и взлетную площадку для вертолета, например, Ка-32.
В середине 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка первого корабля проекта 1941, получившего имя «Урал». Помимо имени новый корабль получил бортовой номер ССВ-33. Примечательно, что номера с литерами «ССВ» в советском ВМФ получали суда связи (от которых и пошло это обозначение) и разведывательные корабли. В случае с последними это делалось для конспирации. Чуть позже планировалось начать строительство второго корабля-разведчика, но этим планам не суждено было сбыться. Сборка «Урала» заняла примерно два года, после чего начались ходовые испытания. Комбинированная силовая установка с атомными реакторами и котлами вызывала много нареканий. Кроме того, поступали предложения использовать элементы энергоустановки попеременно: выходить с базы и возвращаться на нее корабль должен был при помощи котлов, а на определенном удалении от берега переходить на ЯЭУ. Проверки этой идеи также заняли некоторое время.
Стоит отметить, во время испытаний корабля «Урал» было выявлено множество недоработок и неполадок. Некоторые проблемы возникли с системами ядерной энергоустановки, но больше всего досаждали постоянные поломки вычислительного комплекса. На борту нового разведывательного корабля было слишком много новейшей радиоэлектронной аппаратуры, чтобы все работало без сбоев. Исправление недочетов конструкции и выявление проблем заняло массу времени. В результате новый корабль ССВ-33 «Урал» вошел в состав военно-морского флота только в самом конце декабря 1988 года.
Сразу же после принятия в строй ССВ-33 совершил свой первый поход: из Ленинграда на базу недалеко от города Фокино. На переход ушло чуть менее двух месяцев. По пути на тихоокеанскую базу «Урал» на несколько дней зашел в порт Камрань, где тогда располагалась советская военно-морская база. Рассказывают, что во время стоянки во вьетнамском порту от бдительности караульных пострадала черепаха: ее приняли за диверсанта и обстреляли из противодесантного комплекса «Дождь». Вероятно, именно в ходе плавания через три океана (Атлантический, Индийский и Тихий) к официальной расшифровке индекса «ССВ» добавилась неофициальная: «Специальный спальный вагон», а также корабль обзавелся прозвищем «каютоносец». Несмотря на большую численность экипажа, габариты корабля позволили обеспечить морякам неплохие бытовые условия. Помимо удобных кают и кубриков на «Урале» были полноценный медблок, курительный салон, спортзал, две сауны с душами, бассейн и даже кинозал. Таким образом, на корабле было все для того, чтобы дать экипажу не только комфортные условия проживания, но и обеспечить его «культурной программой».
В то же время, большие габариты «Урала» сыграли с ним злую шутку. Как и несколько крупных крейсеров Тихоокеанского флота, он большую часть времени стоял не у причала, а на бочке. Тем не менее, и в таких условиях он смог стать флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота. Примечательно, что ССВ-33 мог выполнять некоторые разведывательные задачи, находясь в порту или на бочке. Потенциал разведывательных систем позволял «видеть» все необходимые вещи и события в радиусе нескольких сотен километров. Имеются сведения, что, находясь в бухте Стрелок, «Урал» перехватывал переговоры американских и японских кораблей, находившихся в северной части Тихого океана. Тем не менее, основной задачей корабля оставались дальние походы и слежение за пусками ракет.
Во второй половине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались преобразования, приведшие в итоге к распаду страны. Они сказались на состоянии военно-морского флота в целом и «Урала» в частности. Флот уже не мог позволить себе полноценное содержание и эксплуатацию сложного разведывательного корабля. Предлагалось разделить расходы между ВМФ и ПВО/ПРО. Однако все эти предложения так и остались на уровне разговоров. Вероятно, именно недостаток финансирования в итоге стал причиной первых бед корабля. Еще одной предпосылкой к дальнейшей печальной судьбе «Урала» иногда называется решение освободить от воинской службы бывших студентов, из-за чего экипаж корабля потерял массу молодых и грамотных специалистов.
В середине 1990 года на корабле ССВ-33 «Урал» произошел пожар. Предположительно в результате короткого замыкания загорелись кабельные трассы. Огонь перекинулся на агрегаты кормового машинного отделения. Пожар удалось потушить, но кормовая машина пришла в негодность. На ее ремонт уже не было денег. После этого инцидента ни о каких дальних походах речи уже не шло. Чуть больше чем через год случилась еще одна беда: сгорело носовое машинное отделение, на которое после предыдущего пожара легла вся нагрузка по обеспечению корабля электроэнергией. Теперь «Урал» потерял возможность выполнять какие-либо задачи. Реакторы стояли заглушенными, а питание жизненно важных систем шло от аварийных дизель-генераторов.
Помимо пожаров на борту «Урал» подвергался другим опасностям. Так, в 1990 году произошел печально известный пожар главного боезапаса Тихоокеанского флота. ССВ-33 в это время находился буквально в паре километров от складов, но экипажи корабля и подоспевшего на помощь буксира смогли отвести его на безопасное расстояние. Осенью 1991 года пострадавший от пожара «Урал» во время шторма сорвался с бочки и лег в дрейф. Вернуть обездвиженный корабль на место удалось только через несколько часов.
На протяжении всех девяностых годов большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стоял на бочке, а затем у пирса в заливе Стрелок и ждал своей участи. Из-за финансовых проблем и отсутствия всяких перспектив экипаж корабля постоянно сокращался. Со временем ССВ-33 сделали плавучей казармой. Такие «обязанности» уникальный разведывательный корабль выполнял в течение нескольких лет. Судьба «Урала» решилась в начале двухтысячных годов. По результатам обследования конструкции и аппаратуры, а также анализа перспектив командование ВМФ приняло решение не восстанавливать корабль. Ремонт обошелся бы слишком дорого, да и аппаратура конца восьмидесятых уже не имела высоких перспектив. Поэтому ориентировочно в 2001 году корабль ССВ-33 поставили на прикол к пирсу в бухте Абрек (залив Стрелок). По иронии судьбы, рядом с «Уралом» стоял тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), принадлежащий к проекту 1144 «Орлан». Наработки именно по этому проекту активно использовались при создании разведывательного корабля.
В 2008 году состоялся тендер, после которого соседей по пирсу «разлучили». Крейсер остался на месте, где и стоит до сих пор, а «Урал» отбуксировали в город Большой Камень, на завод «Звезда». По имеющимся данным, утилизация корабля не началась до сих пор либо идет крайне низкими темпами. Летом прошлого года руководители «Росатома» рассказали о возможном использовании агрегатов корабля ССВ-33 для ремонта других судов с ядерными энергоустановками. На тот момент сам «Урал» ждал начала демонтажа и резки.
Напоследок стоит сказать, что через пару лет после решения об окончательном списании «Урала» - в декабре 2004 года - на заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) был заложен первый большой разведывательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов». Скоро ожидается закладка второго корабля такого типа. Об этом проекте известно крайне мало, но есть надежда на то, что новые корабли, несмотря на свои меньшие размеры по сравнению с проектом 1941, смогут хотя бы частично заменить списанный «Урал».

Рябов Кирилл
Источник: topwar.ru - newsland.com
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Перспективы развития "альтернативной" науки Рофман В.М. Наука и образование 10 18.03.2014 21:00
ЖКХ - новая паразитическая олигархия и мрачные перспективы для простых россиян. Engineer_USSR Новости Российской политики и экономики 0 25.01.2011 16:42
У России нет перспективы? Страной управляют примитивные люди ELEKTRO Новейшая история России 6 22.02.2010 10:20
Перспективы прогрессивного движения в России Унжаков Планируем новый российский социализм 15 25.11.2009 03:42
Конференция: "Открытые информационные технологии: перспективы развития и внедрения" Admin Свободное программное обеспечение 0 12.03.2008 02:40


Текущее время: 15:15. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG