Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > История России > Преимущества и недостатки СССР

Преимущества и недостатки СССР Что вам нравилось и не нравилось в СССР?

Ответ
 
Опции темы
Старый 22.11.2018, 23:48   #1
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию "Беломорско-Балтийский канал - артерия Севера России"

Фильм "Беломорско-балтийский канал - артерия Севера России". Фильм посвящен 85-летию Беломорканала и рассказывает про то, как канал живет сегодня и как смотрит в будущее. Фильм создан при поддержке АО "Акватик" - aquatic.ru Режиссер фильма Святослав Гребешов, студия "S-Video

Последний раз редактировалось ELEKTRO; 23.11.2018 в 00:10.
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.12.2018, 15:51   #2
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Беломорско-Балтийский канал. История и описание

Беломорско-Балтийский канал. История и описание

Несколько лет назад я совершил круиз на Соловки. Во время того путешествия мне удалось купить на канале книгу Ю.А. Дмитриева, вышедшую в Петрозаводске в 2003 году к 70-летию ББК: "Беломоро-Балтийский Водный путь от замыслов до вопрощения". В ней приведены интересные материалы и документы по истории строительства этого пути. ББК - это уникальное гидротехническое сооружение, это памятник истории, памятник людям, памятник той суровой эпохе.

Фотографии строительства канала.
























Ещё немного истории.

Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам.

Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине 18 века и продолжались в течение всего 19-го века и вплоть до Первой мировой войны. В 19-м и начале 20 века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых - проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.

Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель, во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др...), а во-вторых определить объемы дальнейших изысканий. В отношении исходных основных заданий было принято положение, что ББК должен быть на всём протяжении доступен для морских судов. Согласно установленным в то время заданиям для этого строительства, размер шлюза был принят 312,3х21,34 м с глубиной на короле 7,92 м. На протяжении всех этих лет рассматривалось две основные трассы канала - западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на рисунке: западный - оранжевый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, - фиолетовый.



Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы - однокамерными, ворота их - металлическими двухстворчатыми. По результатам экономического сравнения восточный вариант получился дешевле западного примерно на 10%.

К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой... У проекта было большое будущее - Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зелёную улицу. Срок стоял небывало короткий - то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. Дальнейшие исторические события - секретные совещания, разработка окончательных деталей и обобщение сложнейшего проекта, непрерывные изыскания - трудно описывать в одном посте - об этом очень много написано в уникальной книге Ю.А. Дмитриева "Беломоро-Балтийский водный путь от замыслов до воплощения". Скажу лишь, что по окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили не 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а всего 133х14,3х4 метра - собственно, что мы имеем и сейчас. Также был значительно сокращён объем бетонных работ. Но проект морского Беломорканала не был отменен - позднее предполагалось строительство второй нитки, доступной для крупных морских судов. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С. Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я. Жук - известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также Канал имени Москвы и Волго-Донской канал. А дальше в хронологическом порядке следуют те фотографии, которые были опубликованы ранее. Беломоро-Балтийский канал им. И.В. Сталина был открыт в августе 1933 года...

Проект второй нитки Беломоро-Балтийского канала, доступной для крупных морских судов, с гарантированной глубиной не менее 6,4 метров.

Изначально вторую очередь канала предполагалось построить к концу 30-х годов - через четыре-пять лет после введения в строй первой очереди ББК. Причём все работы по переустройству существующих гидротехнических сооружений и сооружению морского ББК предполагались без остановки движения по уже построенному каналу.

Для осязания масштабности проекта приведу несколько фактов. Одним из основных условий строительства морского ББК являлось сооружение на Свири гидроузла, поднявшего бы уровень Онежского озера на 4 метра (при этом была бы затоплена значительная часть Петрозаводска и несколько десятков более мелких поселений на побережье озера). Также предполагалось сооружение еще нескольких новых крупных водохранилищ и ещё большее увеличение Выгозерского водохранилища на водораздельном бьефе ББК для возможности питания водой новой, морской нитки.

Общее количество гидротехнических сооружений по Большому Беломорстрою характеризуется следующей таблицей, где для сравнения приведены цифры для существующего ББК:

Тип сооружений/Большой ББК/существующий ББК

шлюзы/15 новых (1 перестраиваемый)/19
плотины/1(2)/5
водоспуски/12(-)/12
земляные плотины/42(8)/59
каналы /19(5)/33

Как видно из таблицы, число сооружений морского ББК меньше, чем существующего, но размеры их значительно больше, о чём красноречиво свидительствует следующая таблица:

Работы/Большой ББК/существующий ББК

земляные/47,2 млн м3 /21,0 млн. м3
из них:
выемки/25,7 млн м3 /12,5 млн м3
насыпи/21,5 млн м3 /8,5 млн м3
ряжи / 830 тыс м3 /920 тыс м3
бетон и ж/бетон/2965 тыс м3 /390 тыс м3
металл /56 тыс тонн/9 тыс тонн

Этот проект по разным причинам откладывался несколько раз, а затем как-то сам усох и был снят с повестки дня. А потом началась война. Между тем, все проектные и изыскательские работы по морскому ББК были выполнены в полном объеме. Ждали только команды, но так и не дождались. Так и лежат сейчас все изыскания и чертежи в глубине архивов.

Ещё один проект, разрабатывавшийся в то время, - проект Кольского канала.

Длина канала по проекту составляла 250 км.
Этот канал должен был соединить Кандалакшинский и Кольский заливы через озеро Имандра, которое должно было быть собирателем и распределителем грузовых потоков, идущих по каналу. Канал планировался доступным для морских судов и должен был сократить путь между Ленинградом и Мурманском на 1000 километров. Эта водная артерия открывала бы доступ грузов в центральные районы Кольского полуострова непосредственно в морских судах. Кроме этого, Кольский канал должен был значительно повысить маневренность и улучшить работу Мурманского порта, перебросив часть погрузочно-разгрузочных операций внутрь материка.

На Кольском водном пути проектировалось 110 сооружений, в том числе 26 шлюзов, 33 плотины, 36 каналов, 8 дамб и 7 водоспусков. Разность уровней между наивысшей точкой водораздельного участка Кольского канала и уровнем моря равна 147 метрам, поэтому средний напор на шлюзах составил бы 10-13 метров. Продолжительность навигации на канале в среднем составила бы 5 месяцев. Грузооборот канала оценивался в 8,5 миллионов тонн.



Итак, Беломорско-Балтийский канал был введён в эксплуатацию в 1933 году и соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве – с Балтийским морем. Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря – 227 километров. На канале – 19 шлюзов и 5 ГЭС – Беломорская, Выгостровская, Маткожненская, Ондская, Палакоргская. Канал имеет естественное питание, которое осуществляется из лежащего на водоразделе Волозера и смежных с ним озер за счёт естественного притока воды в эти озёра, а также стоком, зарегулированным боковым водохранилищем, расположенном на одной из рек, впадающей в водораздельный бьеф.

Для тех, кому не совсем очевидно отличие между каналами с естественным и принудительным питанием, поясню.

Каналы с естественным питанием – это каналы, питание которых осуществляется самотёком из водораздельного бьефа, т.е. из водоёмов, лежащих на водоразделе вода самотёком питает оба склона канала. Примеры каналов с естественным питанием – Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Панамский канал и другие.

Каналы с искусственным питанием – это каналы, питание которых осуществляется за счёт машинной подкачки воды на водораздельный бьеф, из которого вода распространяется уже самотёком. Примеры каналов с искусственным питанием – Канал имени Москвы (вода из Волги подаётся на водораздельный бьеф насосными станциями), Волго-Донской канал (канал питается Донской водой, которая подаётся в водохранилища водораздельного бьефа насосными станциями).

Думаю, теперь понятно.

Беломорско-Балтийский канал имеет три ярко выраженных участка:

1) Короткий и крутой южный склон, имеющий протяжённость 10,9 километров, проходящий по долине впадающей в Онежское озеро реки Повенчанки. Здесь размещены гидроузлы и 7 шлюзов (6 – двухкамерных, 1 – однокамерный) с общим падением воды около 70 метров.

2) Водораздельный бьеф канала, имеющий длину 22,6 километра, включающий верховье реки Повенчанки, три озера и соединяющие их каналы.

3) Длинный и достаточно пологий северный склон, имеющий длину 188,5 километров. На северном склоне на протяжении 188,5 километров, судовой ход проходит по пяти озёрам и старому руслу реки Выг. На этом склоне размещены гидроузлы с 12 шлюзами (7 двухкамерных и 5 однокамерных), разделёнными промежуточными бьефами длиной от 1,3 до 87 километров. Общее падение северного склона – около 100 метров.

Продольный профиль Беломорско-Балтийского канала:


Все шлюзы ББК имеют близкие напоры: двухкамерные – от 10 до 11 метров, однокамерные – от 4,5 до 5,6 метров. Головы шлюзов бетонные, стены и днища камер прежде имели деревянные ряжевые конструкции. Но в настоящее время все камеры шлюзов ББК реконструированы и выполнены также из бетона. Камеры шлюзов ББК имеют следующие габаритные размеры – 133,5х14,3 метров (это наименьшие габариты шлюзов на всей ЕГС), глубина на короле шлюзов – 4 метра.

По состоянию на 2007 год судоходная обстановка на канале от Онежского озера до Надвоиц (131 км) – освещаемая, на участке от Надвоиц до Белого моря – неосвещаемая.

Продолжительность навигации на ББК: на участке от Онежского озера до Надвоиц - 165 суток (с 20 мая по 31 октября), от Надвоиц до Белого моря – 150 суток (с 20 мая по 15 октября).

Пик грузооборота по Беломорканалу пришёлся на 1985 год и составил тогда 7 млн. 300 тыс. тонн грузов. Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В начале XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти, но всё равно они остаются намного ниже прежних. Например, в 2001 году по каналу было перевезено 283,4 тыс. тонн грузов, в 2002—314,6 тыс. тонн. Для сравнения цифр – по Волго-Донскому каналу в навигацию 2006 года было перевезено 8 млн. т грузов.

Карта-схема ББК с сайта "Водные пути России":



Подробные двухкилометровые карты Беломорканала и прилегающих к нему территорий, расположенные в порядке прохождения канала с Юга на Север.

1) Вход в ББК со стороны Онежского озера. Южный склон канала. Повенчанская лестница шлюзов:



2) Водораздельный участок ББК:



3) Северный склон - Маткозеро, Телекинское озеро:



4) Северный склон - Выгозеро:



5) Северный склон - Выгозеро (окончание):



6) Северный склон - озеро Воицкое, озеро Шавань, 11-й шлюз ББК, долина реки Выг


7) Северный склон - долина реки Выг, шлюзы N12, 13.



8) Северный склон (окончание) - долина реки Выг, шлюзы N14-19. Беломорск, Белое море:



Источник: uritsk.livejournal.com

Последний раз редактировалось ELEKTRO; 02.12.2018 в 16:01.
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.12.2018, 16:52   #3
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию Фотопутешествие по Беломорско-Балтийскому каналу

Фотопутешествие по Беломорско-Балтийскому каналу

Фотографии довольно старые, отсканированные со старой плёнки, но хронологию и атмосферу прохождения ББК, на мой взгляд, всё равно передают хорошо. Итак, начнём!

Предварительно приняв на борт двух лоцманов, теплоход отоходит от причала Петрозаводска в 20-00 и по всем расчетам к Повенцу (вход в Беломорканал) должен подойти в 4-30 утра. Примерно через два часа теплоход поворачивает налево и входит в расположенный к северу от основного плёса Онежского озера длинный Заонежский залив, который потом, ещё севернее, переходит в Повенецкий залив. Основная трасса туристических теплоходов остаётся позади...


Потрясает закат и тишина, нарушаемая лишь легким шумом двигателей, да периодическим покрикиванием чаек. Переход на Север по Заонежью долог, поэтому после двух ночи, вполне можно часок поспать. 3-45 утра. Теплоход минует ряд островов, после которых Заонежский залив переходит в Повенецкий. Вход в Беломорканал уже недалеко.




4-00 утра. На фоне берега начинают просматриваться очертания Повенца, и вскоре теплоход подходит к шлюзу N1 "Повенчанской лестницы" – южному склону Беломорканала, встречающему теплоход надписью «Беломорско-Балтийский канал 1933-2003».

Маяк у входа в Беломорканал со стороны Онежского озера:


Вход в ББК со стороны Онеги:



Онежское озеро остаётся позади:


Наполнение нижней камеры шлюза:


Переход в верхнюю камеру шлюза N1 (впереди вдалеке виден шлюз N2):


Вид на нижнюю камеру шлюза N1 и Онежское озеро из верхней камеры:


Покидаем шлюз N1 и по небольшому соединительному участку канала направляемся в следующий шлюз - шлюз N2:


Входим в шлюз N2:


Наполнение верхней камеры шлюза. Впереди виден разводной мост через ББК:


Вид из верхней камеры шлюза N2. Впереди виден шлюз N3, а также слева по борту - церковь. Мост разводится:


За шлюзом N2 к 70-летию ББК была построена церковь из дерева и бетона - в память о строителях канала:


Продолжаем подъём по Повенчанской лестнице. Шлюз N3:


Следующая ступенька - шлюз N4:


Вид из верхней камеры шлюза N4 на нижнюю камеру и оставшиеся позади шлюзы огромной лестницы. Вдали открывается вид на просторы Онежского озера:


Шлюз N5 - последний из расположенных друг за другом крутых ступеней лестницы шлюзов:


Из пятого шлюза Беломорканала открывается потрясающий вид на лежащее на 50 с лишним метров ниже Онежское озеро и все оставшиеся позади ступени Повенчанской лестницы:


После прохождения пятого шлюза прощаемся с Онежским озером - дальше теплоход углубляется в Карельские леса. Впереди примерно шестикилометровый участок канала, проходящий по затопленному руслу реки Повенчанки:





А вот и следующая ступенька вверх - шлюз N6:




Лежащий прямо за ним шлюз N7 - первый однокамерный шлюз на нашем пути. До этого, как вы уже заметили, все шлюзы ББК были двухкамерными.


Подъём по Южному склону канала закончен - впереди 23-километровый водораздельный участок. Теплоход идёт по одному из озёр водораздела - Волозеру:






Источник: uritsk.livejournal.com

Последний раз редактировалось ELEKTRO; 02.12.2018 в 16:57.
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.12.2018, 16:53   #4
ELEKTRO
Модератор
 
Аватар для ELEKTRO
 
Регистрация: 28.11.2007
Адрес: Город-Герой Ленинград
Сообщений: 4,070
Репутация: 1476
По умолчанию

Озёрная часть водораздела позади. Впереди 8-километровый водораздельный канал - прорубленная в граните узкая прорезь между Волозером и лежащим за ним Маткозером. Водораздельный канал - один из самых сложных для судовождения участков ББК. В то же время это одно из самых впечатляющих мест на Беломорканале.

Вход в прорезь на водоразделе:


Это участок со строго односторонним движением. Скорость хода ограничена - не более 8 км/ч:


По краям гранитной прорези - старые деревянные ряжи:


Кругом - гранит и глухие карельские леса:


Необычайно узко! До скалистого берега буквально рукой подать!



Пройдя искусственный водораздельный канал, теплоход заканчивает движение по водораздельному участку ББК - начинается длинный и пологий Северный склон, по которому, пройдя 11 шлюзов, нам предстоит спуститься к Белому морю. Начинается спуск вниз. Впереди - Маткозеро, до уровня которого мы спускаемся в шлюзе N8.


Пройдя по очередному соединительному плёсу - Маткозеру, теплоход приближается к следующей ступени вниз, шлюзу N9. Шлюз N9 - самый хлебосольный на Беломорканале. Местные жители продают здесь рыбу, ягоды и прочие дары карельской природы. Процесс купли-продажи смотрится довольно забавно.




Шлюз N9 остаётся позади...


Теплоход закончил шлюзование и опустился до уровня Выгозера - самого большого на ББК. Оно и прежде было немаленькое, а после создания ББК и возведения гидроузла в Надвоицах его площадь увеличилась более, чем в 2 раза. До следующего шлюза в Надвоицах - аж 87 километров.

Пройдя небольшое Телекинское озеро, теплоход выходит на просторы озера Выг. Берега далеко, вокруг - широкие водные просторы. Сухогруз "Волго-Балт-204" на Выгозере.


В ходе движения по Выгозеру (точнее, сейчас правильнее говорить - Выгозёрскому водохранилищу) теплоход оставляет вдали слева от себя город Сегежу, в котором расположен крупный Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат. В Сегеже находится станция Мурманской железной дороги и порт, в который, кстати, "Волго-Балт-204", который мы только что обогнали, и направляется на погрузку.

Переход по Выгозеру заканчивается. А вот и посёлок Надвоицы.


Здесь из Выгозера вытекает река Нижний Выг, в истоке которого из Выгозера сооружена плотина. В Надвоицах расположен шлюз N10 Беломорканала.


Местный пёс:


Данная фотохроника датирована 2005 годом. На тот момент завершались ремонтные работы в нижней камере шлюза N10 - старые деревянные ряжи уступили место металлическому шпунту, поверх которого стены камеры скоро будут одеты бетоном.


Покидаем нижнюю камеру шлюза N10:


Шлюз N10, как и многие другие шлюзы ББК, был прорублен буквально в скале.



Весь дальнейший путь (мы уже прошли 148 километров, а до Белого моря осталось пройти ещё 79 километров) будет идти по руслу реки Нижний Выг, расширенному, углубленному и превращённому в цепочку водохранилищ.

Река Выг состоит из двух частей: Верхний Выг — вытекает из озера Верхотинное, впадает в Выгозеро; Нижний Выг — вытегает из Выгозера, впадает в Онежскую губу Белого моря двумя рукавами у города Беломорск. В Надвоицах, в месте, где Нижний Выг вытекает из Выгозера, устроена плотина, перепад которой мы только что преодолели в шлюзе N10. Следующий плёс, который нам предстоит преодолеть и по которому протекает река Нижний Выг, называется Воицким озером.



Приближаемся к шлюзу N11 - до самого последнего времени остававшемуся одним из самых интересных на Беломорканале. Впереди видна Шаваньская плотина - построенная более 70 лет назад, она полностью выполнена из дерева!

Прямо по курсу вода устремляется вниз с плотины, а справа - вход в шлюз N11 ББК.


Подходим к верхней камере шлюза. Обратите внимание на старую, сохранившуюся ещё с тех времён, деревянную подходную стенку:



Слева хорошо просматривается Шаваньская плотина:



В верхней камере шлюза N11:


Переходим в нижнюю камеру. Начинается самое интересное:


Вплоть до 2008 года нижняя камера шлюза N11 была последней, сохранившей свой первоначальный облик. Изначально все камеры шлюзов Беломорканала были выполнены из дерева. С 70-х годов шлюзы ББК стали постепенно реконструировать и бетонировать. Вполть до 2008 года нижняя камера шлюза N11 была последней деревянной на ББК. В 2008 году началась и её реконструкция. С одной стороны, конечно, грустно, что исчезает последнее напоминание о первоначальном облике знаменитого канала (и многие работники канала об этом сожалеют), но с другой стороны, канал - это в первую очередь действующий водный путь, так что завершение реконструкции его шлюзов не может не радовать. Но эта фотохроника датирована 2005-м годом, поэтому нижняя камера 11-го шлюза предстаёт перед нами в аутентичном виде. Итак, процесс шлюзования:

Закрепление швартовых:



Старые деревянные ряжи, растущее на них молодое деревце, а под деревянной облицовкой - гранит!


Покидаем 11-й шлюз:


И этот шлюз прорублен в граните...


За шлюзом N11 расположен довольно протяжённый свободный участок канала. Теплоход идёт по руслу реки Нижний Выг, превращённому в водохранилище. Слева от нас остаются редкие населённые пункты - Кочкома, Идель, Красная Горка. Там, через эти пункты, по левому берегу ББК, проходит Мурманская железная дорога. Несколько раз завораживающая тишина нарушается далёким грохотом проходящих по железке гружёных составов...

Итак, 30 километровый участок ББК. Идём по углубленному руслу Нижнего Выга.






Приближаемся к шлюзу N12 ББК. Здесь, неподалёку от населённого пункта Летнереченский, в русле Выга расположена очередная плотина и ГЭС. Возле ГЭС и шлюзов N12 и N13 находится небольшой посёлок.

Вдали показалась плотина ГЭС:

На подходе к 12-му шлюзу Беломорканала на берегу сохранилась надпись, возвращающая нас в начало 30-х годов, времени, когда на строительстве канала трудились тысячи заключённых. Беломорстрой - показ ударных темпов и высокого качества работы!


Плотина и бурлящее русло Выга остаются справа от нас.


Перепад высот на этом гидроузле суда преодолевают в двух шлюзах, разделённых узким каналом длиной 5 километров. Подходим к первому из двух шлюзов - N12:


Преодолев шлюз N12, теплоход идёт по довольно длинному соединительному каналу. Вечереет. Напомню, мы вошли в ББК около 4 часов утра. Сейчас же - порядка 8 часов вечера. Впрочем, мы идём в разгар лета, когда дни здесь очень длинные и светлые.



Северное солнце, тишина... Судно очень медленно скользит по воде (здесь односторонне движение и ограничение скорости 8 км/ч). Очень красиво! Просто завораживает... Очень красива природа карельского края – леса, скалы, а здесь, ближе к Белому морю на болотах - карликовые сосны и березы. Крадёмся в тишине по освещённым вечерним солнцем просторам...



Соединительный канал заканчивается. Подходим к шлюзу N13. Справа у шлюза - небольшой посёлок:



Закончив шлюзование, теплоход вновь попадает в коренное русло реки Выг.



Вначале заметно течение, но очень быстро оно исчезает - подпор от нижележащего гидроузла Сосновец вновь превращает порожистый Выг в живописное длинное озеро, по которому мы движемся на протяжении следующих 20 километров.


20-километровый участок между шлюзом N13 и гидроузлом Сосновец теплоход преодолевает немногим более, чем за час. Некоторые фотографии этого плёса ББК.


История этой башни, насколько знаю, такова - до строительства канала Мурманская железная дорога, проходящая теперь в непосредственной близости от левого берега ББК, проходила несколько иначе и попала в зону затопления. Железная дорога была перенесена подальше, а эта башня осталась с тех времён.


Поздний вечер на просторах Беломоро-Балтийского водного пути - на участке между шлюзами N13 и N14. Теплоход идёт по затопленному руслу реки Выг...


Пройдя очередной плёс, теплоход подходит к Сосновецкому гидроузлу. Здесь русло реки Выг перекрыто очередной плотиной, а теплоход преодолевает перепад высот через шлюзы N14 и N15.

Шлюз N14 (время близится к полуночи):


Солнце озаряет землю последними лучами. Слева от нас остаётся русло Выга и гидроузел, а мы опускаемся в шлюзе N14... На землю опускается ночная прохлада... Теплоход чуть слышно движется по соединительному каналу между шлюзами N14 и N15. С берега доносится запах травы и леса. Над водой едва заметной пеленою начинает стелиться туман...


Через три километра на нашем пути следующий шлюз - N15.

С высоты шлюза видно, как за ним судовой ход вновь выходит в русло реки Выг...


Шлюзование закончено. Теплоход вновь выходит в русло Выга. А позади остаётся подходной канал к 15-му шлюзу. Старый фотоаппарат скрадывает краски. На самом деле на улице довольно светло. И темнее уже не будет. Буквально через час-другой небо вновь озарится первыми солнечными лучами. А наш теплоход, преодолев чуть менее 15 километров по руслу реки Выг, уровень которого здесь поднят Выгостровским гидроузлом, на рассвете остановился у стенки шлюза N16. Мы почти в Беломорске - вдали на предрассветном небе уже виднеется Шижненский мост. Нам предстоит преодолеть последние несколько ступеней - расположенные друг за другом шлюзы N16, 17 и 18 (в этих шлюзах суда преодолевают перепад, образованный плотинами Выгостровской и Беломорской ГЭС). Но шлюзование в трёх двухкамерных шлюзах - это процесс долгий, поэтому можно позволить себе поспать, тем более, мы уже в сущности в Беломорске, конечной точке пути по ББК. Прохождение всего Беломоро-Балтийского канала заняло ровно сутки.

Самый последний, совсем коротенький, участок канала, расположенный в сущности в окрестностях Беломорска. Я его проиллюстрирую фотографиями, сделанными на обратном пути. Т.е хронология будет обратной - от шлюза N19 к шлюзу N16.

Итак, шлюз N19 - последний на Беломорканале. За ним - Белое море (фото из носового салона "Кометы-12", следующей на Соловки).



С её верхотуры можно бросить прощальный взгляд на Беломорск и окрестности. А нам предстоит путь назад по Беломорканалу, и через сутки пути мы снова окажемся в Онежском озере.

Источник: uritsk.livejournal.com

Последний раз редактировалось ELEKTRO; 02.12.2018 в 18:43.
ELEKTRO вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
80 лет назад был открыт Беломорско-Балтийский канал ELEKTRO Ленинградская область и Санкт-Петербург 13 18.09.2013 08:53
Канал НТВ в "Крестном батьке - 3" объявил Лукашенко психопатом Admin Новости Российской политики и экономики 36 28.08.2010 02:50
Первый канал и телеканал "Россия" подключились к информационной войне против Лукашенко Admin Новости Российской политики и экономики 3 21.07.2010 16:06
"Первый канал" подхватил знамя "Дома-2" ELEKTRO Новейшая история России 24 10.02.2010 09:55
Рен ТВ и "5 канал" отказываются от новостей: их будет делать государство Admin Новости Российской политики и экономики 8 18.10.2009 18:59


Текущее время: 05:39. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG