Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > История России > Исторические имена России

Исторические имена России Известные и не известные, созидатели и разрушители России

Ответ
 
Опции темы
Старый 20.01.2019, 22:29   #1
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию Илья Муромец. Мифы, легенды, история.

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым
МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

С детства он был парализован: "сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения". По преданию, в 33 года его излечили от болезни явившиеся ему "калики перехожие" — святые странники, которые напоили его целебной водой. Они же предсказали Илье, что станет он великим богатырем и "смерть ему в бою не писана". После этого молодец получил "силу великую". В благодарность за чудесное исцеление он выкорчевал дубы и заложил на высоком берегу Оки небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы (сейчас этот храм в центре Карачарово возрождается).

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. "Илья из Мурома" говорил, что ему "не надо ни серебра, ни золота", что для него одна награда — "Руси служить, от врагов ее оборонять". Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему "к обеденке поспеть в стольный Киев-град".
О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на "соколе-корабле" — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. "Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы", — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).
Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, "подвизался" в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.
Как повествует житие святого Илии, он "скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнув к ладони". Во времена борьбы со старообрядческим расколом в XVII-XIX веках этот факт из жизнеописания святого служил серьезным доказательством в пользу троеперстного сложения (старообрядцы выступали за двоеперстие).

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.
"Синаксарь" (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что "святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием". Поступив на военную службу, он стал "одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя".
В "Синаксаре" также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там "святую жизнь затворника" и "преставился в мире". Его чудотворные мощи "пребывают нетленными" в Ближних пещерах лавры.
Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что "это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания".
"Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах", — сказал РИА Новости Кириллин.

В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в "Повести временных лет", как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и "событиям государственного значения", тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. "В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить", — признает Владимир Кириллин.
Былины, по его словам, являются "довольно поздней записью": их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.
"С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция", — рассказывает Кириллин.

Не отличается стопроцентной исторической достоверностью и агиографический материал — описания жизни святых. По словам иеромонаха Макария (Маркиша), агиография — это прежде всего "благочестивая, душеполезная история", "наставительный текст". В житии, однако, может присутствовать какая-то "реконструкция" событий, не подтверждаемая фактами, или определенная "редактура", "народное творчество", внесенное в историческую канву. А история "сама по себе идет".

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.
Экспертиза останков
Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.
Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.
Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.
Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

Почитание в войсках и в народе

За что насельник обители был канонизирован? В Русской православной церкви на этот вопрос отвечают, что причисление к лику святых — это "не присвоение награды, а констатация факта", когда Церковь "свидетельствует о том, что человек прославился своей святостью".
"Да, для канонизации нужны определенные условия: факты благочестивого почитания, чудес и так далее, — замечает иеромонах Макарий. — Но заметьте: это все практика недавнего времени. А в древности, скажем, когда причисляли к лику святых Николая Чудотворца или Сергия Радонежского? В отношении них не было никакого соборного акта — их святость известна с древности, и она просто засвидетельствована общецерковным почитанием. И в отношении Ильи Муромца нет никакого "знака качества". С древности его почитают вместе с другими киево-печерскими преподобными, и Церковь сохраняет свое наследие".

В России не так много храмов, посвященных этому святому. В 1990-х годах храмы в его честь были построены в самом городе Муроме и в подмосковном поселке Власиха, на территории Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (здесь же действует православный военно-патриотический клуб "Илия Муромец"). А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой "Прохоровки" — третьего ратного поля России.

На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть — кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, "не зарастает народная тропа". Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи.

https://ria.ru/20180101/1511970807.html

Цитата:
В древнерусских летописях не встречается имя Ильи Муромца. Хотя в "Повести временных лет", как отмечает эксперт, главное внимание уделено деяниям князей и "событиям государственного значения", тем не менее в некоторых случаях рассказывается и о людях незнатного происхождения, выходцах из народа. Однако про Муромца упоминания нет.

Именно это позволяет сделать вывод что былинный Илья Муромец и Святой Илия Печерский это разные персонажи, хотя и имеют некоторое сходство между собой.
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.01.2019, 23:46   #2
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Одной из главных характеристик образа былинного богатыря Илья Муромца это служение князю Владимиру и защита от врагов народа и земли русской. Но как ни странно с такими характеристиками есть персонажи у других народов, например у коми Кирьян-Варьян и Пера-богатырь.

Цитата:
Кирьян-Варьян

Кирьян-Варьян - коми эпический образ героя у нижневычегодских коми-зырян.
Сюжет о богатыре Кирьяне-Варьяне впервые записан в песенной и прозаической разновидностях в 1964 году в селе Ибы Усть-Вымского района от И. Быковой. По содержанию, характеру разработки и трактовке образов близок к эпосу о Пере-богатыре.
сновные элементы сюжета:
- Вещие птицы сорока и ворон приносят Левонику-царю тревожную весть о нападении на государство вражеской «рати несметной».
- Левоник-царь, убедившись в истинности слов вещих птиц, посылает верных слуг к Кирьяну-Варьяну, «Русской земли защитнику-батюшке», просить его о помощи, о спасении государства («не поможет ли он нам сохранить головы»).
- Слуги Левоника-царя прибывают к богатырю, призывают его на помощь.
- Кирьян-Варьян отправляется в путь на вещем вороном коне в платье кольчужном, с саблей булатной.
- Побивает «войско несметное» («В один конец поскачет – целая улица павших, в другой конец поскачет – целая улица погибших»).
- Левоник-царь устраивает пиршество в честь победителя, предлагает ему злато-серебро, богатырь отказывается от награды.
В энциклопедии «Мифология Коми» можно найти и другие подробности о мифологизированном образе Кирьяна-Варьяна.
Сюжет песни складывается из типичных формульных тем: призыв богатыря на войну, сборы богатыря на войну, бой с врагами, пир у царя. Необычность сюжета заключается в развязке: герой отказывается от царского вознаграждения за свой подвиг.
Песня о Кирьяне-Варьяне представляет собой переходный вид от жанра духовного стиха к собственно героической песне. Русской аналогией к этому сюжету является поздняя былина о Бутмане, зафиксированная только в усть-цилемской эпической традиции.
Сходство это подтверждается также неясностью происхождения имени богатыря и типичностью формульных тем, из которых составлен песенный сюжет. Имя "царя Русской земли" Левоник созвучно имени царя в русских богатырских сюжетах.
На сказочный колорит также указывает появление богатырского коня Сивки-бурки, который встречается в других коми-зырянских сюжетах героического характера. Сказочной поэтике соответствует зачин песни: вещие птицы приносят весть царю о нападении врагов на Русскую землю.
Основное текстовое пространство в песне занимает рассказ о том, как царь просит Кирьяна-Варьяна защитить Русскую землю, который в это время ничего не знает о наступающей беде и ведет привычный образ жизни.
Сборы Кирьяна-Варьяна на войну показаны как известное общее место «оседания богатырского коня».
Описание самого боя также представляет собой известный формульный мотив:
.
Сiя мунас дай войска вылö,
Öтарö гöнитлас - пурысь усьö,
Мöдарö гöнитлас - пурысь усьö,
Коймöдорö гöнитлас - пурысь усьö...
.
Он бросился на войско,
В один конец поскачет –
<целая> улица <погибших> падает,
В другой конец поскачет –
<целая> улица <погибших> падает,
В третий конец поскачет –
<целая> улица <погибших> падает...
.
В финальной части песни царь благодарит богатыря и обещает ему плату за его ратный труд. Отказ Кирьяна-Варьяна от вознаграждения является завершающей строкой песни, как бы исчерпывающей все предыдущее повествование.
Таким образом, перед нами типичный, выраженный в песенной форме сказочный сюжет новеллистического характера о подвиге богатыря.
Сам образ защитника Русской земли не содержит в себе каких-либо черт, которые характеризовали бы его как героя особого типа, если не считать такой чертой его гордость перед царем - отказ от вознаграждения.
Мифопоэтическую окраску имеет закодированное имя героя. Этимологически, как предполагал литературовед-исследователь А. К. Микушев, имя Кирьян-Варьян находится в ряду других известных дохристианских имен – Зук, Тунныръяк, Пам, Юрка, Йиркап.
Встречающиеся в нижневычегодском диалекте кирйыны, гирйыны (распускать петли, рвать нить), а также варйыны, варкöдны, варöдны (продавить, раздавить, проломить, придавить) позволяют предположить, что имя Кирьян-Варьян связано с понятием "в пух-прах разрушающий". Это отражается в его действиях, когда он побивает вражеское войско.
Прозвище со скрытой этимологией становится по ходу развертывания сюжетных ситуаций именем собственным, сутью характера персонажа.
Не последнюю роль в узнавании героя играет и его род занятий: он – охотник. Таким образом, повествование играет именно на то, чтобы слушатели «узнали» своего героя с новым именем. И весь традиционный арсенал художественных средств направлен на решение этой задачи.
Сюжетный состав сказания, художественный образ Кирьяна-Варьяна отражают исторический этап в жизни прапермян.
Сказания и песни о Кирьяне-Варьяне, а также близкие к ним сказания о Пере-богатыре указывают на эпоху XIV-XVI веков, время совместной борьбы финно-угорских народов Севера и Поволжья по укреплению восточных и северо-восточных рубежей Московской Руси, совместной борьбы против остатков татаро-монгольского ига, совместных походов на Обь-реку.
.
Источники:
Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. 551 с. Взять книгу в библиотеке
Дыхание паpмы: кн. об искусстве и лит. наpода коми / [сост. В. А. Латышева]. – Сыктывкаp, 1991. – 288 с. Взять книгу в библиотеке
Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций / сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 48 л. Взять альбом в библиотеке
Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке
http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Fo...Kiryan-Varyan/

Цитата:
Пера

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.
Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.
Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:
1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.
Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.
http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Fo...predanii.Pera/

Схожесть сюжетов налицо, но только почему то с Ильей Муромцем не отождествляются Кирьян-Варьян и Пера-богатырь. А то бы пришлось додумывать как слава о Святом Илии Печерском докатилась до языческой Коми-земли. Вот только коми-герои не носят имена похожие на Илию, но почему то эти имена коми-героев похожи на имя языческого древнерусского бога Перуна.
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.01.2019, 13:11   #3
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Ох уж эти сказочники…
21 января 2019 Дмитрий Бжезинский finversia.ru |

Периодика Корень всех проблем с финансовой культурой в России – русские народные сказки. По крайней мере, так считают в ЦБ, где предложили их – сказки – поменять.
Золотая рыбка и волшебная щука, исполняющие желания, формируют у населения веру в легкую наживу и создают помехи для повышения финансовой культуры россиян. Об этом, в ходе заседания Комитета Госдумы по финансовому рынку, заявил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.
«Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает — он дурак, средний брат работает — дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку — у него все хорошо. Это с детства переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. Мы должны отказаться от этого бэкграунда — обучать детей халяве. Это очень важно», — сказал он, призвав менять сюжет сказок. Спору нет, социокультурная среда формирует менталитет человека. Но в отношении веры русского человека в чудеса свой ответ на претензии ЦБ довольно внятно сформулировал экономист Александр Абрамов: «Простой пример, у 90% населения России в 19 веке просто не было государственных и профессиональных пенсий, но эта проблема решалась народом без помощи власти через общину, артели, купцов и веру в чудо. Обратите внимание, во что верили крестьяне - щуку, печь, бабу Ягу, Илью Муромца как выходца из народа, но не в доброго царя или мудрого чиновника».
При этом кажется любопытным, что из всего – весьма широкого – пласта русских народных сказок Сергей Швецов вспомнил именно сказку «По щучьему велению». Огромное количество произведений, в которых именно труд и упорство позволяют их героям добиваться своих целей, остался как бы незамеченным. Ну а упоминание о золотой рыбке, исполняющей желания, прозвучало в этом контексте уж точно не к месту, поскольку закончилось всё разбитым корытом.
При этом пример самого первого зампреда ЦБ, по всей видимости, хорошо знакомого с русским народным творчеством, позволяет утверждать, что это знание не препятствует ни получению финансовой грамотности, ни карьерным успехам в финансовой же сфере. Значит, не в сказках дело? По крайней мере, не в одних них. Особенно учитывая, что во взрослую финансовую жизнь уже давно вошли люди, воспитанные отнюдь не только и не столько на русских народных сказках.Гораздо более опасным представляется не низкая финансовая грамотность, о которой печалятся в ЦБ, а финансовый инфантилизм россиян, воспитанный как раз усилиями властей и регулятора, в частности. Защита граждан от любых финансовых рисков – именно на это направлена политика ЦБ, Минфина и многих других, курируемых ими структур. Чрезмерная опека приводит к тому, что не человек принимает решения, а за него всё уже решили. Определили границы дозволенного, обозначили конкретные инвестиционные инструменты, отсекли всё лишнее.
Могу ошибаться, но даже в сказках персонажи, в основном, действуют по собственной воле. «Направо пойдешь – коня потеряешь…». Помните? Развилка возможностей – вот один из лейтмотивов сказок. А что у нас, в реальности? Индивидуальные инвестиционные счета, банковские депозиты, ОФЗ для населения. Пожалуй, всё. Тоже, конечно, своего рода развилка. Но при всем желании с главной дороги не свернешь. Хочется пойти на форекс? Нет, это кривая дорожка, к Кощею приведет. Интересуют производные финансовые инструменты? Их Змей-Горыныч охраняет. Хочется торговать «с плечами»? Это от лукавого. И так далее. Чего тут говорить, если в законопроекте, который Госдума должна рассмотреть в феврале, инвесторов предлагают разделить на четыре группы по их квалификации, при этом в документе прямо содержится понятие «особо защищаемого неквалифицированного инвестора» (!), которому запретят всё, что только можно.Причем, не только запретят ему, но и внимательно будут отслеживать исполнение этих запретов, например, брокерами. Так, «в случае неправомерного признания клиента квалифицированным инвестором и совершения брокером сделок с производными финансовыми инструментами, предназначенными только для квалифицированных инвесторов, брокер будет обязан приобрести за свой счет ценные бумаги по требованию клиента и возместить все расходы, понесенные при совершении указанных сделок, включая расходы на оплату услуг брокера, депозитария и биржи. Кроме того, на брокера возлагаются обязанности по возмещению клиенту убытков, причиненных в связи с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами».
На мой взгляд, просто как в сказке. Ни ответственности, ни риска, ни необходимости выбирать. Всё уже решено свыше. Сказочниками, которые пишут нам правила игры. Что написано пером, не вырубишь топором.

http://elitetrader.ru/index.php?newsid=434659

Остается вопрос, а за что наши доблестные финансисты, либерасты так въелись в эту сказку "По щучьему веленью"? По моему, эта статья частично отвечает на этот вопрос. Этим либерастам на нравится, что эта "халява" почему то тут прет "незаслуженно" у "неблагородного" простолюдина. Ведь все это характеризует такую известную поговорку "Из грязи в князи".
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 31.01.2019, 22:05   #4
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Былинный Князь Владимир Красное Солнышко.

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Что общего между реальным князем и былинным и почему один из любимейших русским народом князей оказывается жаден, завистлив, унижается перед богатырями и все время пьет. Пересказ статьи филолога Александра Скафтымова

Еще ранние исследователи русского эпоса отмечали в облике былинного Владимира «загадочное непостоянство и противоречивость», тогда как личность настоящего, исторического Владимира, согласно этнографу Всеволоду Миллеру, «должна была на долгие времена отложиться в народной памяти, стать не только „географическим“ центром эпических сказаний, а действительным „красным солнышком“ Русской земли, широко разливающим свои лучи во всей области эпических сказаний».
«Владимиру придаются эпитеты „пресветлый“, „славный“, „ласковый“; он отличается ненаглядною красотой, именуется „красным солнышком“, „великим князем“, но вместе с этим былина нередко рисует его корыстолюбивым, завистливым, праздным, вероломным, неблагодарным, коварным и жестоким».
«Былина рисует Владимира корыстолюбивым, завистливым, праздным, вероломным, неблагодарным, коварным и жестоким»
Историк русской литературы Орест Миллер считает некоторые черты былинного Владимира, например корыстолюбие, отголоском «германской дружинности во Владимире как князе-варяге». Другие отрицательные черты, считает он, «уцелели от времен отдаленнейших, от так называемой патриархальности, то есть поры грубейшего, кровного деспотизма» — «на то же лицо налег во многих былинах позднейший государственный деспотизм в духе Ивана Грозного». Объяснить такую «несочувственную сторону» князя можно и с помощью мифологических аналогий — «солнышко могло представляться не только ласковым, ясным, но и жгучим, палящим, злобным».
Черты самодурства, гневливости, жестокости и рядом с этим комический облик труса, бесславного и вероломного интригана объясняются восточным влиянием на русский эпос
Всеволод Миллер объяснял это восточным влиянием на русский эпос: «Черты самодурства, подозрительности, гневливости, жестокости — и рядом с этим комический облик труса, бесславного и вероломного интригана, над которыми иногда издевается герой-богатырь, угрожая убить его и сесть на его место, — все эти черты, должны быть навеяны извне, должны быть занесены с Востока, из области сказочных царей — деспотов и трусов, и не могли органически возникнуть на русской почве как эпические отголоски личностей каких-нибудь исторических русских властителей».
Орест Миллер, напротив, отмечал «простоту отношений между князем и богатырем» как черту, весьма далекую от византийской атмосферы. Заимствование этой княжеской черты от восточного эпоса он считал невозможным: «Ханы-родоначальники оказываются несравненно деятельнее нашего Владимира: они воюют, они охотятся и добычею кормят народ, наш же князь никогда ничего не делает».
«Ласковый князь только пирует со своими богатырями да посылает их на разные подвиги, а сам не принимает участия ни в какой опасности и сидит дома с супругой»
Другой исследователь, филолог Федор Буслаев, обращал внимание на тусклость и бесцветность былинного Владимира: «Потому ли, что государственное начало, скрепленное пришлыми варягами, охватывало русскую жизнь только снаружи, одними внешними формами покорения и налогов; потому ли, что князь и дружина, набранная из чужаков, авантюристов, стали особняком от низменного, коренного населения Руси, — как бы то ни было, только исторический идеал самого князя Владимира в народном эпосе мало выработался, не развился разнообразием подвигов и очертаний характера... Ласковый князь только пирует со своими богатырями да посылает их на разные подвиги, а сам не принимает участия ни в какой опасности и сидит дома с супругой Апраксеевной».
«Отрицательные черты князя Владимира и являются выражением неприязни дружинника‑демократа к враждебному аристократическому кругу»
По мнению фольклориста Алексея Маркова, причина существования таких разных Владимиров «лежит в различиях среды слагателей эпоса богатырского (с князем Владимиром) и княжеского (с иными князьями)». «Богатырский эпос, возникший, по мнению Маркова, в среде княжеских дружин, должен был носить черты антагонизма между властелином и подчиненными: отрицательные черты князя Владимира и являются выражением неприязни дружинника‑демократа к враждебному аристократическому кругу. В княжеских же былинах (о Романе, о Глебе Володьевиче) отношения между князем и дружиной выставляются в идеальном свете».
Специфическое новгородское представление о княжеском достоинстве: князь, который княжит, но не управляет
Со своей стороны, Всеволод Миллер ссылается на бесцветность и неприглядность облика Владимира, когда доказывает новгородское происхождения былины о Чуриле. «В нем не видно ни ласкового Красного Солнышка стольно-киевского, ни деспота с чертами московских царей или восточных сказочных. Это князь, лишенный всякого значения, как бы взятый напрокат, чтобы быть свидетелем богатства и могущества частного лица. В создании такого князя сказывается не южнорусский взгляд на князя‑дружинника, не суздальско-московский — на князя‑вотчинника и деспота, а, всего скорее, новгородское представление о княжеском достоинстве — о князе, который княжит, но не управляет». Слабость княжеского достоинства Владимир Миллер относит к факту сложения былины в Новгородской области. «С другой стороны, черты деспотизма и жестокости во Владимире не один раз служили поводом к отождествлению его с московскими царями и главным образом с Иваном Грозным».
Владимир никогда не является в былине предметом непосредственного повествования и изображения. Он всегда там на вторых и третьих ролях
Владимир в былинах всегда на вторых и третьих ролях, всегда затенен главным героем; он как бы создает ситуацию, в которой должны проявиться качества и поступки главного героя. Так, Владимир предстает то могущественным деспотом, то испуганным просителем, то жестоким корыстолюбцем, то радушным гостеприимцем. «Все эти качества берутся на случай, смотря по надобностям момента и общим требованиям данного сюжета. Нужно изображение всеобщего ужаса пред наступающим или уже одолевающим насильником, и князь Владимир... должен обнаружить всю силу безвыходности положения, беспомощности и нуждаемости в богатыре, герое данной былины:
Тут Владимир князь да стольно-киевский,
Он по горенки да стал похаживать.
С ясных очушек он ронит слезы ведь горючии,
Шелковым платком князь утирается,
Говорит Владимир-князь да таковы слова:
— Нет жива-то старого козака Ильи Муромца,
Некому стоять теперь за веру, за отечество,
Некому стоять за церкви ведь за Божии,
Некому стоять-то ведь за Киев-град,
Да ведь некому сберечь князя Владимира,
Да и той Опраксы-королевишной.
Эти сцены унижения Владимира пред богатырями являются общим местом в тех случаях, когда былина готовит впечатление важности и значительности подвига героя».
А если сказителю былины требуется представить героя в обстановке недооцененности и пренебрежения, то князь Владимир начинает изображать деспотическую несправедливость.
Жадность, сластолюбие или вероломство — все эти качества присваиваются Владимиру тоже лишь по мере нужды: в былине о Чуриле, о Дюке Владимир завистлив к чужому богатству, в былине о Даниле Ловчанине — сластолюбив, в былине о Ставре — корыстолюбив, в разных былинах он то глуповат и недогадлив, то сметлив и рассудителен. «Каков выйдет Владимир, в сущности, былине совершенно безразлично, лишь было бы достигнуто нужное положение главного героя, отсюда такое непостоянство и противоречивость облика Владимира».
«Каков выйдет Владимир, в сущности, былине совершенно безразлично, лишь было бы достигнуто нужное положение главного героя»
Таким образом, Владимир получается собирательным образом не русского князя, а представлений сказителя о князе. «А так как эти представления возникли в связи с впечатлениями реальной жизни, то в известной мере они сами по себе уже свидетельствуют и о самом князе, и о той реальной точке зрения, какая была у певца на князя. <...>
Взять хотя бы это бесконечное столованье, почестен пир. <...>
...Во всех сюжетах, где появляется Владимир, былина всегда и неизменно застает его на пиру. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, а у Владимира всегда пир во полупире, стол во полустоле. Даже в моменты грозных и тяжких обстоятельств, когда Киев одолевает враг и насильник, в гридне Владимира идет столованье, с тою лишь разницей, что среди пирующих помещается насильник Идол или Тугарин. Должно создаваться впечатление, что слагатели былин не знали и не мыслили князя иначе как только на пиру».
И здесь пир служит фоном не Владимиру, а главному герою былины — именно на пиру богатырь обычно получает задание или признание за подвиг: «...начало былины всегда озабочено созданием такой обстановки, которая давала бы впечатление угрозы и исключительности в готовящемся предприятии героя. И положение вызова на опасность в публичной обстановке пира, где в момент общей уклончивости и опасливости герой сразу выделяется из общей массы, несомненно… сделалось одним из наиболее развитых общих мест былинной техники».
Возникает справедливый вопрос: почему нет ни одной былины с Владимиром в главной роли, ни одного сюжета с подвигом самого князя? «Это обстоятельство тоже имеет свои основания, из которых главные, очевидно, коренятся в классовых симпатиях той среды, из которой вышли былины, но в имеющемся составе былин в роли резонатора и рефлектора на подвиги других лиц Владимир по условиям общей композиционной былинной манеры должен был быть таким, каков он есть…» 


https://arzamas.academy/materials/511
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 01.02.2019, 00:25   #5
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Былинный Князь Владимир Красное Солнышко.


Основные отличия былинного князя Владимира от исторического князя Владимира.

1. Былинный Владимир не вылезает из за стола и из города Киева. Исторический князь Владимир постоянно находился в походах далеко от города Киева.
2. У исторических князей Владимира не было жены по имени Апраксия.
3 У былинного князя Владимира не упомянуты сыновья. Зато есть племянница Забава Путятишна и его дочь в былине "Илья Муромец и Калин-царь".

Образ былинного князя Владимира достаточно распространен также и в мифах и легендах у других народах. Например царь Эврисфей в легендах Древней Греции про героя Геракла. В легендах Древнего Ирана так же есть шах Кей-Кавус, где изображен слабым правителем, которому помогает богатырь Рустам.
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.03.2019, 11:37   #6
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Былина первая, об исцелении Ильи Муромца.

В залесской земле Владимирской, в славном городе Муроме, в селе Карачарове жил крестьянин Иван Тимофеев с женой, и родился у них сын Илья. Как стал Илья подрастать, увидели родители, что не может он ходить. Руками всё делает, а на ноги встать не может. Погоревали они, но потом привыкли. Так и вырос Илья, сидя на лавке, и стало ему тридцать три года.
Как-то раз отправились родители Ильи на работу — рубить лес да расчищать место под новое поле. А Илья как всегда дома остался.
Сидит он на лавке у окна, да видит — подходят к дому странники, калики перехожие. Зашли странники в дом и говорят Илье:
— Добрый человек, дай нам напиться.
Отвечает им Илья:
— Рад бы дать, да не могу. Ноги не ходят, не могу до погреба дойти, квасу нацедить.
А странники ему опять говорят:
— Можешь, Илья. Встань, да принеси нам квасу напиться.
Илья удивился, да вдруг встал и пошел. Спустился он в погреб, принёс странникам чашу квасу. Странники отпили из чаши, отдали ее Илье и говорят:
— Теперь сам выпей.
Выпил Илья чашу, а странники его спрашивают:
— Что чувствуешь, Илья? Чувствуешь ли силу в себе?
Илья им отвечает:
— Чувствую я силу в себе великую. Кабы стоял столб от земли до неба, а на том столбу кольцо — взял бы я за то кольцо, да повернул бы землю на рёбрышко.
Тут странники ему говорят:
— Такая сила велика слишком. С такой силой тебя мать сыра земля носить не будет. Сходи принеси еще квасу.
Илья принес еще чашу квасу, странники отпили из нее и подают опять Илье. Илья выпил и говорит:
— Чувствую, поубавилось во мне силы наполовину.
Говорят ему тут странники:
— Теперь тебе силы достаточно, той силой тебя Господь благословил, чтоб стоять за землю Русскую, за правду да за веру христианскую. Смерть тебе в бою не писана, и будешь ты старшим среди богатырей русских. Сильней тебя только атаман Самсон Самойлович: у него на голове семь власов ангельских; да Святогор-богатырь: его мать сыра земля через силу носит. Не борись ты с родом Микуловым: он от матери земли силён, да не ходи на Вольгу Всеславьевича: он не силою возьмёт, так хитростью-премудростью.
Поклонился Илья странникам в пояс, а они ему говорит:
— Теперь надобно тебе найти коня богатырского. Простой конь тебя, Илья, не вынесет. Как поведёт сосед мимо твоего дома жеребёнка шелудивого, купи у него того жеребёнка, да отдай за него, сколько запросит. Води ты того жеребёнка на заре в чисто поле, катай-валяй в росе утренней, пока не вырастет из него конь богатырский.
Поблагодарил Илья странников, и пошли они своей дорогой. А Илья решил пойти в лес, где родители его работали, сказать им, что он теперь ходить стал.
Приходит он на вырубку, видит — родители его и все люди на вырубке устали да спать легли. Стал Илья деревья из земли выдергивать, да надергал за час, сколько они за три дня не нарубили. Очистил Илья от леса большое поле, потом взял топоры их да в пни повтыкал по самую рукоятку.
Тут проснулись лесорубы, видят: поле большое расчищено, а топоры все в пни воткнуты по рукоятку. Попробовали они топоры вытащить — куда там! Удивились, стали друг друга спрашивать, что же это за богатырь такой поработал.
Вышел к ним Илья, топоры левой рукой из пней повытаскивал, да говорит своим родителям:
— Дорогие мои матушка и батюшка! Пошли у меня ноги, стал я теперь богатырь.
Пошли они домой на радостях.

На следующий день повёл сосед жеребёнка шелудивого мимо дома Ильи, а Илья то увидал, и говорит соседу:
— Продай мне жеребёнка.
Отвечает ему сосед:
— На что он тебе? Он хилый, больной, да шелудивый. На бойню его веду.
А Илья ему опять говорит:
— Все равно продай, что хочешь заплачу.
Попросил сосед за того жеребёнка полтинник, да и отдал Илье.
Стал Илья на заре вставать, жеребёнка того в чисто поле выводить, в утренней росе катать-валять, и через три месяца вырос из того жеребёнка могучий конь богатырский. Стал Илья на добром коне по полю поезживать, увёртки богатырские разучивать. И вот стал Илья могучим богатырём.

http://www.byliny.ru/a_lelchuk/istselenie-Ilyi
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 03.03.2019, 18:35   #7
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Исцеление Ильи Муромца.

Из сюжета былины "Исцеления Ильи Муромца" можно выделить следующие важные черты, характеризующий былинный образ Ильи Муромца.

1. Крестьянское, простонародное происхождение Ильи Муромца.
2. Паралич ног с детства.
3. Исцеление с помощью чудодейственного напитка в зрелом возрасте.

Сам сюжет об исцелении Ильи Муромца похож на сюжет из сказки "По щучьему веленью". Там Емеля-дурак не слезает с печи, это похоже как Илья Муромец лежал парализованный на лавке. Емелю дурака посылают на реку за водой, а Илью Муромца посылают за напитком для калик перехожих. В проруби Емеля дурак вылавливает щуку и получает от нее магическое заклинание. В былине Илья Муромец напившись из чаши получает богатырскую силу.

В греческой мифологии тоже есть похожий персонаж, это бог Гефест. В мифологии Гефест тоже занимался неблагородным занятием, ремеслом, кузнечным делом. Гефест также с детства был хилым и больным, хромал на две ноги.

Любопытен также сюжет в древнегреческой мифологии, о том как Гефест отомстил своей матери Гере, проковав ее к своему креслу. Это очень похож на сюжет из сказки "По щучьему веленью" как Емеля-дурак влюбил в себя царскую дочь Марью-царевну. В мифе Гефест прислал Гере кресло, которое оно ее сковало, а Емеля-дурак впервые увидев царскую дочь, произвел магическое заклинание. В мифе, чтоб освободить Геру посылают к Гефесту Диониса, который его опаивает. В сказке за Емелей-дураком посылают вельможу, который так же опаивает Емелю и доставляет его во дворец. Любопытно и то, что и Гефеста, что и Емелю-дурака сбрасывали в море, если в мифах про Гефеста это было связано с Герой, то в сказке - это связано с царской дочкой, Марьей-царевной.
тин вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.03.2019, 22:13   #8
тин
Местный
 
Аватар для тин
 
Регистрация: 19.02.2010
Адрес: Республика Коми
Сообщений: 7,277
Репутация: 1767
По умолчанию

Лежание на печке Ильи Муромца.

Согласно былине Илья Муромец пролежал на печке тридцать три года, где "не мог он ни встать, ни пойти, даже не хотел и шевелиться". Это похоже на лежание на печи Емели дурака из сказки "По щучьему веленью". Само лежание на печи Ильи Муромца по болезни роднит его с греческим богом Гефестом, который был с рождения больным и хилым, хромым на обе ноги. В скандинавской мифологии есть такой персонаж как Велунд-кузнец, которому перерезали сухожилия на ногах. Основа сюжет про Велунда-кузнеца очень похожа на основу сюжета про персонажа древнегреческой мифологии Дедала.
1. Убийство. Веланд убил черных эльфов у которых учился кузнечному делу на горе Каллева в Зеландии. А Дедал-художник убил своего племянника Тала в Афинах.
2. Бегство из-за убийства Веланда и Дедала.
3. В результате бегства скандинавский Веланд устроился на работу к королю Швеции Нидгоду, а древнегреческий Дедал устроился на работу к царю Крита Миносу.
4. Бегство скандинавского Веланда и древнегреческого Дедала с помощью самодельных крыльев.
В целом эта схема схожа со схемой жизнеописания Ильи Муромца. Илья Муромец покидает место своего рождения и едет служить киевскому князю Владимиру, который также заточает в темницу Илью Мурамца. К тому же Илья Муромец, кроме киевского князя Владимира еще служил итальянскому королю, где за время службы спал с вдовой калачницей. Но здесь мотив убийства и затем вынужденного изгнания не так сильно выражен. А этот сюжет очень важен сам по себе. Например, в Ветхом завете известный библейский персонаж Каин убил своего брата Авель и затем он был изгнан после чего он поселился в стране Нод.
тин вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Молодежная страничка КПРФ Легенды и мифы о «Красной Атлантиде» (СССР) В. Иванова Коммунистическая молодёжь 3 31.05.2015 14:02
Легенды о Люцифере Миклуха Общение на разные темы 14 03.07.2012 17:40
Антисоветские мифы Ихалайнен Новейшая история России 157 10.01.2011 22:31
Советские мифы smk Преимущества и недостатки СССР 240 17.02.2010 20:01


Текущее время: 04:36. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG