Путь России – вперёд, к социализму! | На повестке дня человечества — социализм | Программа КПРФ

Вернуться   Форум сторонников КПРФ : KPRF.ORG : Политический форум : Выборы в России > Свободная трибуна > Наука и образование

Наука и образование Обсуждение новостей науки, образования, техники и т.п.

Ответ
 
Опции темы
Старый 19.11.2021, 16:08   #1
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию Гегель – не прост, а предельно прост.

Гегель – не прост, а предельно прост.


Поначалу была задумка показать (1), что простота Гегеля – аккурат из тех предельных, что оборачивается того же качества сложностью.
Сложностью, правда, не столько Кантовой антиномии (2), сколько Гегелевой: простое и сложное – одно и то же (3). Скажем, в Гегелевых чтениях (4) их патриарх В.В.Предтеченский (5) – тремя словами оформил содержание "Науки Логики" – НЛ:

всё есть становление.

И проще определение (6) вроде бы не придумать.
Другое дело, что становление мировой науки ещё только начинается (7). При том, что уже развернулось в нечто ошеломляюще сложное (8) .

Наступает, а точнее, неумолимо наваливается исполнение такого Гегелева пророчества
Цитата:
Философия должна исходить из понятия, и, если ее достижения на этом пути бывают иногда незначительны, мы должны удовлетвориться малым..... Но наступит время, когда почувствуют необходимость в науке, кладущей в своё основание понятия разума! Энциклопедия Философских наук ¬– ЭФН . § 270 1817
И время сие наступило.
Через пару веков рождения бессмертных трудов Гегеля, мы, похоже, доросли, наконец, до Предтеченского его понимания.
Например, у меня уже не вызывает сомнений, что квантовая теория (3) – реализация диалектики категорий Бытия и Ничто НЛ .
В том же направлении работает и мысль организатора Чтений ЛАСа (Леонида Санталова) с его бесконечностью (диалектикой) социализма (9). По сути это – научный анализ причин гибели СССР и краха мирового коммунизма. И не переоценить важность ответов на вопросы: почему и что делать?). И всё это, – аккурат в русле Гегелева пророчества. Равно как и упомянутые Чтения, идущие уже много лет.

Всё, короче – становление. И это, пожалуй, – важнейший вывод.

По ходу сочинительства не обошлось и без неожиданности.
Так, до сих пор был согласен с Гегелем, что у Природы (Вселенной, к примеру) нет цели (10). Точнее, если и есть, то лишь совпадающая с целью живого. Но по ходу пьесы выяснилось, что тут тоже не всё так просто ( п.8 ).

И последнее, но не по важности
Путь каждого к методе Гегёля идёт через его деятельную профессию. То, что знает и умеет лучше всех. Там, где поднимается к вершинам духа. Куда карабкается, применяя Гегелево логическое. Но пока что только стихийно, реализуя наше врождённое бесконечное мышление (11). То, что называем интуицией и ещё чем-то таким (п.9).

----------------------

1. И как это получилось, – судить читателю .

2. Тезис
"существует только простое или то, что сложено из простого".
Антитезис :
"в мире нет ничего простого".

3. Вопрос тут качественного плана.
Так как молчаливо полагают определённость хотя бы в двух моментах:
а) качественном определении простого и
б) количественном критерии той сложности (скажем, 2 и больше различимых простых в том сложном ?) .
И по обоим – масса вопросов. Например: серебряная гривна – просто ? Если да, то покрасив одну из её половинок, заделаем ли сложной?
К тому же её без проблем разрубить на рубли. Или испарить на атомы. При том, что атомы серебра, как полагают, состоят из 47 электронов и 47 ядер. А ядра из 47 протонов и аж 60 (62) нейронов. А те – из кварков.
А с кварками – своя загадка: они то ли есть, то ли их нет, ибо раздробить протон-нейтрон на кварки не получается. И приходится признать, что протоны, нейтроны и ещё сотни-тысячи элементарных частиц, называемых адронами, барионами, гиперонами, резононами ... – в принципе не простые.
Причём, до такой степени, что недавно был весьма шокирован тем, что мы сами, возможно, на 1/3 состоим из антиматерии (анткварков). И ничего – живы. Несмотря то, что в наших нуклонах кипят немыслимые страсти: генерация-аннигиляция туч кварков при температуре под 1е10 К !
[Анти-вещество внутри нас .https://www.kprf.org/showthread-t_32422.html ]
Но, может, электроны проще?
А что: попытки расколотить электрон в Большом Электрон-Позитронном Коллайдере с энергией до 209 ГэВ (при массе электронов 0.511 МэВ) привели лишь к генерации десятков-сотен упомянутых выше адрон-гиперонов. И в 2000-м БЭПК переделали в БАК – адронный (14 ТэВ). Впрочнм и там – те же гипероны (только уже тысячами), да W, Z и, в качестве апофеоза, - Х бозон (Хиггса). И, пока всё на обозримую перспективу
Но и электрон (лептон) тоже совсем не прост. Потому что у него обнаружили антипода – позитрон, тяжёлого собрата – мюон и сверх-тяжёлого – таон. Все – с античастицами и присными нейтрино. Такое вот хозяйство из дюжины частиц. Из коих только у электрона известно вроде бы внятное назначение.
И где же теперь дядюшка Иммануил с его патриархальной "простотой" ?
Это с качеством.
А с количеством и вовсе – извечная и чисто схоластическая проблема. Сколько из кучи выкинуть камней, дабы престала быть кучей ?

4. Скайп-конференция, где уже второй год по вторникам и пятницам разбирают по фразам "Феноменологию Духа". А до этого – много лет "Науку Логики.

5. Валерий Вениаминович.
http://www.za-nauku.ru/mediapublic/d...echenskii.docx ( дуализм, диалектика, марксизм, функция, координаты,ОГАС, коммуна, Коммунизм).

6. Организатор Гегелевых чтений (3) ЛАС (Леонид Санталов) обратил внимание слушателей на корень самого слова оПРЕДЕЛение. Сиречь, содержащего Гегелев предел. Таковы замечательные спекулятивные (как это назвал Гегель (11) ) свойства русского языка. Гегель восхищался таковыми своего родного немецкого для изложения философии (п.4.2). А русский в этом смысле – куда как круче.

7. Это к тому, что "Наука Логики", да и учение Гегеля, обо что ломают головы уже десятки поколений учёных и школяров, на самом деле – лишь азбука с букварём.

8. Ричард Филипс Фейнман (создатель квантовой электродинамики КЭД)
Цитата:
Но, мне кажется, я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает....
Квантовая электродинамика даёт совершенно абсурдное, с точки зрения здравого смысла, описание Природы. И оно полностью соответствует эксперименту. Так что я надеюсь, что вы сможете принять Природу такой, как она есть – абсурдной.
Абсурдная, разумеется, не природа, а наше о ней представление.

9. Если честно, то Леонидовы сугубо абстрактные построения не слабо напрягают. Особенно меня с сугубо инженерно-практическими мозгами. Не дающими всерьёз воспринимать "категории", "бесконечное понятие", "диалектику", "истину" и т.п. Леонидова социализма: того, чего нет и не было в природе.
И кивать при этом на философию Гегеля – как-то не особо ... . Она ведь у него из логики наличного бытия: того, что есть-сталось и становится (если так!) в натуре (Предтеченский).
Разумеется, в голове у Леонида отнюдь не исключено субъективно-наличное бытие социализма со всей его роскошью категорий и диалектик с истинами. Только вот в другой голове, ясен пень, – иное. Из-за чего Леонидово "бесконечное понятие" неминуемо оборачивается конечным беспонятием. А диалектика такого "социализма" – утопической.
Таков ЛАС-парадокс – друг гения (Пушкин).

10.
Цитата:
Рассмотрение последних со стороны этого отношения представляет собой финально-телеологическую точку зрения (§ 205). Этот взгляд основывается на правильной предпосылке (§ 207—211), что природа не содержит абсолютной конечной цели в самой себе. ЭФН (§ 245)
11. У Гегеля – спекулятивное. Но в обыденном сознании этот вполне себе точный философский термин как-то смутноват ...
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.

Последний раз редактировалось cherry; 19.11.2021 в 18:38.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:09   #2
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

Гегель не прост, а предельно прост

0. Введение

1. В рассудке нет истины.

2. Неизбежность рассудочной диалектики

3. Диалектика рассудка

4. Становление истинного.
4.1 Диалектика Тезис-Антитезис ("логическая")
4.1.1. Выход из тупика "логической" (целевой) диалектики
4.2. Диалектика Бытие-Ничто ("бытийная") .
4.2.1. Тупик "бытийной" (природной, не целевой (?) ) диалектики.
4.3. Снятие диалектики Бытие-Ничто в Становление.

5. Антиномия диалектик.

6. Парадокс "логической" и "природной" диалектик

7. Выход из парадокса логической и бытийной диалектик .

8. О цели природы.
8.1 И всё же цель у природы можно определить.

9. О пути к методу Гегеля.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.

Последний раз редактировалось cherry; 19.11.2021 в 18:28.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:12   #3
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

0. Введение

Поводом для сочинительства послужило выступление Сергея Борчикова (1) на Философском штурме.
Цитата:
Начинаю обещанную тему по Гегелю. Но поскольку Гегель такая глыба и громадина, что всего ФШ не хватит его рассматривать...
Причина же публикации – не утихающий вот уже третий век крестопоход гегельфобов (2) против Гегеля и его последователей (3).
Первые, правда, всегда были лилипутами, а среди вторых помимо (3) – тоже не мало сомнительных.
Название текущей публикации – со слов одного из таких. Ибо фраза эта у него с продолжением: ... но не для профанов. В той же струе выступил другой: "логика"-де Гегеля настолько сложнее высшей математики, насколько та – арифметики.
Но все эти умности лишь запутывает ситуацию.
Так как никакой особой "логики" (равно как и "диалектики" ) Гегеля не существует. И по словам самого Гегеля (чуть ниже), и по доказанной Гёделем теореме: любые рассудочно-логические системы ( и любой математики!) не сложнее арифметики натурального ряда (4).

Тут уместно вспомнить приведенный в преамбуле тезис антиномии Канта о просто-сложном. А также слова Фейнмана (5)
Цитата:
Меня всегда беспокоило, что ... требуется бесконечное число логических операций в вычислительной машине (6), чтобы определить, какие процессы происходят в сколь угодно малой области пространства...
Так что с той "простотой", ох, как не просто.
Что ж, начнём разбираться.

-----------------
1. Видимо, С.А. Борчиков – Учитель Философии в ОТИ МИФИ, сильнейший из известных современных знатоков философии.
http://philosophystorm.org/sistema-k...tafizike-gegel
"Система категорий (ч.17d, классики о метафизике, Гегель)" на Философском штурме.
Начинаю обещанную тему по Гегелю. Но поскольку Гегель такая глыба и громадина, что всего ФШ не хватит его рассматривать...

2. Гегель-де шарлатан (Шопенгауэр), невежда (Поппер), на службе нацизма (Аржанов), милитарист, реакционер, монархист в клеветушках леванутых и прилибераченных сетевых пасквилянтов (тыкать пальцами не будем).

3. Из самых именитых: Фейербах, Маркс, Энгельс, Бакунин, Герцен, Ленин ...

4. Бесконечного, что придаёт формальным логикам свойство бесконечностей (Гёделевой не полноты). В отличие, к примеру, от логик конечных групп.

5. Автор графов (диаграмм) Фейнмана с тройками узловых ветвей (вход в узел – два выхода или наоборот: два входа – выход).

6. То есть, по правилам (в двоичном коде) 0 + 0 = 0; 0 + 1 = 1 + 0 = 1 ; 01 + 01 = 10. И всё: больше машина ничего не умеет делать !
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:15   #4
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

1. В рассудке нет истины.

Кантова простота связана с атомистикой Демокрита: в мире всё – из пустоты и атомов. Вечных, не делимых... Так что простое – либо пустота, либо атомы, а всё сложное состоит из них. В той же связке и рассудочное мышление по Аристотелю:
а) в Логике – либо "да", либо "нет" (1) ; истина / ложь;
б) в Природе – атом есть / нет ; квант есть / нет (родился / исчез) ;
в) в Духе – сигнал на входе / выходе нейрона ( логического элемента ЭВМ) 1 / 0.

Такое мышление однозначно: либо 1, либо 0 ... . И не может быть ничего третьего. Проще, похоже, не придумать. И, видимо, аккурат поэтому – другой логики нет, особой или ещё какоё "высшей" (2) за Аристотелеву.

И вот как сам Гегель комментирует сей факт в § 79 ЭФН.
Цитата:
Логическое по своей форме имеет три стороны:
а) абстрактную, или рассудочную,
б) диалектическую, или отрицательно-разумную,
в) спекулятивную, или положительно-разумную.
Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще.
Все они могут быть положены в первом моменте, в моменте рассудочности, и благодаря этому могут быть удерживаемы в своей обособленности, но в этом виде они рассматриваются не в их истине.
Тут, помимо прочего, есть пара многозначительных деталей:
- логическое ( а не логика ! (3) ),
- истинное (но не истина !! (4) ) .
И это имеет прямое отношение к теме (п.4).

--------------------

1. ... слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх – от лукавого. [Мф 5.37]

2. На что претендуют иные "сторонники" Гегеля.

3. И между ними как бы пропасть (4.3)

4. Антиномия ,между прочим: истинное есть, но истины нет.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:18   #5
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

2. Неизбежность рассудочной диалектики.

Смысл всех моментов логического (§79) раскрыт в §§ 80-82.
А здесь важна фраза: ... в моменте рассудочности ... рассматриваются не в ... истине.
Так что, не всё так просто даже с простейшей логической "простотой".

Об этом неприятном свойстве рассудка было известно издревле. Тут и парадокс лжеца Эпименида ( его электронная модель на схеме ). И множества Рассела ( он же – цирюльника, списка-каталога ...). И антиномия Гераклит-Зенона*, и Кантовы тоже.
Простейшая из подобных:
6 (тезис) или 9 (антитезис) написано на асфальте ?

А Гёдель добил, доказав теорему о неполноте** "бесконечных" логических систем.. Получается рассудочный тупик. Снять его можно, просто приняв суждение за аксиому (пусть на асфальте 6) . И двигаться вперёд уже в новой системе (с 6 в голове) . Оставив за кормой систему, где аксиома 9 .

Так что по сути Гёдель доказал неизбежность рассудочных антиномий (рассудочной диалектики ).

-------------------------

* Гераклит: нельзя в одну реку дважды (течёт, а иначе – болото). Зенон: всё покоится, ибо покоится в каждый данный момент, а сумма покоев – покой.

** А неполнота в том, что в такой системе можно сформулировать суждение, которое в ней ни доказать, ни опровергнуть.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:25   #6
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

3. Диалектика рассудка

Как подчеркнул Гегель в "Науке Логики", в антиномиях* Канта мы имеем дело с развитой диалектикой.
Это когда есть одинаково обоснованные, но исключающие друг друга рассудочные истины (скажем, те же: 6 или 9 на асфальте).

При этом Гегель указал ещё на важное свойство рассудочной диалектики: (предельный) переход её определений.
И потому, воздавая должное абстрактному рассудку, пишет
Цитата:
§ 80 а) ... философия также не может обойтись без рассудка **... Для философствования требуется прежде всего, чтобы каждая мысль мыслилась нами во всей ее строгости и чтобы мы не оставляли ее смутной и неопределенной.
А далее обосновывает рассудочный переход из абстрактного в конкретно-диалектическое.
Но обыкновенно говорят также, что рассудок не должен заходить слишком далеко, и это утверждение верно, ибо рассудочные определения ... конечны ... носят такой характер, что доведенные до крайности превращаются в свою противоположность;
юношеству свойственно блуждать в абстракциях, но человек, умудренный жизненным опытом, напротив, не отдается абстрактному или-или, а держится конкретного.

Итак
Цитата:
§ 81 б) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.
Примечание.
1) Диалектическое, взятое для себя, обособленно от рассудка, выступает, в особенности в научных понятиях, как скептицизм, где результатом диалектики является голое отрицание.
2) Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий. ... Часто диалектика и на самом деле представляет собой не что иное, как субъективную игру, которая по произволу выдвигает то доказательства, то опровержение — рассуждательство, в котором отсутствует содержание и пустота которого прикрывается остроумными соображениями.
Такое примерно, как у И.В. Даля.
Цитата:
Диалектика... по злоупотреблению: искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения.
Но это, конечно, вовсе не про диалектику, что в арсенале Геегля (п.4.1) .
Цитата:
3) Однако в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще...
Диалектика же есть ... имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли ...
То есть преодоления рассудочного тупика в научном развёртывании. Что есть парафия третьего, спекулятивного, положительно-рассудочного момента логического.

Здесь ещё раз уместно напомнить, что истинность этих Гегелевых рассуждений доказана Гёделем: диалектика заложена в самом рассудке. Он же предложил и аксиоматический способ выхода из рекомых тупиков. А у Гегеля ещё проще: исходить из того что есть, наличного бытия. Так как в нём по факту сняты все (предыдущие) тупики. А по Гёделю – заготовлены все последующие.

------------------------
* Хрестоматийные: всё сложно / всё из простого, бог есть/нет, мир конечен / бесконечен, всё причинно / случайно ...

** То есть, философия исключает абсурдные суждения наподобие А = неА или "правило вывода": антитезис - следствие тезиса из арсенала некоторых "диалектиков".
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:28   #7
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

4. Становление истинного.

Пишут, что Гёделя свёла с ума недостижимость истины в рассудке (п.2). Думается, однако, что такомоглт и слччмтсья, кабы он был плотнее знаком с Гегелем, показавшим, как наш разум всё же рассуончно преодолевает доказанную Гёделем бяку. В том числе и по Гёделево же рекомендации . Если выплывает антиномия, то один из её тезисов просто принимаем за аксиому.

В целом сие сильно напоминает узлы диаграмм Фейнмана с тремя ветками, где, скажем, входная – гамма-квант, а на выходе – пара электрон-позитрон ( в полупроводниках: электрон-дырка ).

Не исключено что таков же и генезис троек категрий НЛ и других трудов Гегеля (наподобие бытие-ничто-становление) .
Так что надо как бы рассматривать два Гегелевых становления истинного:
- логическое ( пара тезис-антитезис)
- бытийное ( бытие-ничто ).

А истина где ?
– Раз не в голове, как доказал Гёдель, то, стало быть, в наличном бытии Гегель-Предтеченского: в том, что есть, сталось.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:33   #8
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

4.1 Диалектика Тезис-Антитезис ("логическая")

Выше уже не раз упоминали пример такой диалектики (точнее, антиномии)
Т) на асфальте написано 6 (тезис);
АТ) напротив, 9 (антитезис) .
Формально тупиковый, виноват, диалектический спор может продолжаться бесконечно ("дурная бесконечность" у Гегеля).

СТ) Как упомянуто выше, тут, по сути, – тупик рассудка. Крах, катастрофа ...
Зато он становится всесильным, а диалектика – душой науки с помощью процедуры, выражаясь высоким штилем Гегеля, – снятия диалектики, её отрицания.
А по-русски – если просто не зацикливаться на диалектике.
И уж, тем паче, мудровать с А = неА , иными абсурдными "диалектиками", "законами", бесконечными рассуждениями и прочими "понятиями", столь любимыми иными "диалектиками".

В целом в этом подразделе речь идёт об известной ещё с классиков марксизма "диалектической формуле" тезис-антитезис-синтезис (Т <--> АТ --> СТ (4.1.1)) , в процедуре восхождения от абстрактного к конкретному (1)

Потому что философия, наука и просто рассудок нужны не для абстрактно-формальных рассуждалов, ведущих в тупики парадоксов и антиномий. А для практики, принятия конкретных решений, формулировок инструкций, приказов, директив, планов ...

И по жизни такие дурновато-патовые, виноват, диалектические ситуации (Т <--> АТ) снимают на раз-два. Шахматную партию, к примеру, объявляют ничьей (при вечном шахе, трёхкратном повторение ситуации на доске ...). Для надписи 6 или 9 на асфальте проводят дополнительное исследование. Скажем, имеют ли дело с надписью (а не случайным пятном) . А если надписью, то с цифрой ли (а не, пполозим, буквой "тет"иврита, запятой, знаком реторты ... ). И т.п.

Если же внятный ответ вычислить не удаётся, а получить надо, то просто кидают монетку.
Истинность такого метода (по сути проб и ошибок) не идеальна, но по-любому на выходе рассудка требуется решение (да/нет, 1/0, свернуть направо / налево ...). Во избежание ситуации Буриданова осла (2). Где асюбтарктыне раздумья – суть абсолютное безрассудство и никакой истины с понятиями. Тогда как у случая есть шанс оказаться верным (3).
Иначе – испытать другие варианты (4).

-----------------------------
1. Следуя такому указанию Гегеля
§ 82 ЭФН. Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями.

2. Что помрёт, бедняга, с голоду между одинаковых охапок сена, не имея формальных оснований начать трапезу с любой из них.

3. Не абстрактный осёл так и поступит.

4. Отсюда и расхожая формула: практика – критерий истины.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:35   #9
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

4.1.1. Выход из тупика "логической" (целевой) диалектики

Рассматриваемая хрестоматийно-диаматная процедура Т <--> АТ --> СТ - основной метод целевой деятельности, расчёт-планирования своих поступков, действий. Для чего учимся, исследуем закономерности, причинно-следственные связи, имея в виду, что причина наших поступков – их вероятное действие. Отсюда и принципы:
- не объяснять мир, а переделывать (Маркс),
- критерий истины – практика.
Хотя последнее бывает и конфузным: какая, к примеру, "истина" в гибели СССР после его беспримерного в Истории триумфа ? И крахе мирового коммунизма* ?

Впрочем, у нас нет другого способа постижения истины, опричь её становления, строительства истинного. Путём проб и ошибок и ценой связанных с этим потерь.
Такова диалектика логического.
В виде бесконечного прогресса, к
ак, наверное, сказал бы Гегель: Т<-->АТ --> СТ=Т'<-->Т' --> СТ'=Т''... И как учили в альма-матер на уроках диалектики.
она сопровождает персональное развитие, общественный и прочий целевой прогресс.

------------------------
* Если отбросить ерунду на предмет предательств, происков ЦРУ, саботажа чиновников. Всё это, конечно, имело место, но сугубо вспомогательное. Так как миром правят идеи. Коммунистическая идея обеспечила триумфальные победы СССР. А уже известный её брак – гибель. В этом всё дело.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.11.2021, 16:39   #10
cherry
Местный
 
Аватар для cherry
 
Регистрация: 29.05.2012
Сообщений: 12,733
Репутация: 1690
По умолчанию

4.2. Диалектика Бытие-Ничто ("бытийная") .

Она, на первый взгляд, качественно иная, нежели целевая ( логическая, рассудочная, тезис-антитезис ). Хотя бы по той формальной причине, что Бытие ( и Ничто ) – без рассудочных определений. Так, читаем описание головной категории НЛ

Цитата:
А. Бытие.
Бытие, чистое бытие — без всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему. Если бы в бытии было какое-либо различимое определение или содержание или же оно благодаря этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота.
— В нем нечего созерцать, если здесь может идти речь о созерцании, иначе говоря, оно есть только само это чистое, пустое созерцание. В нем также нет ничего такого, что можно было бы мыслить, иначе говоря, оно равным образом лишь это пустое мышление. Бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто.
Да уж, настоящее царствие теней, как характеризовал Гегель свою НЛ.

Цитата:
В. Ничто.
Ничто, чистое ничто; оно простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; не-различенность в самом себе.
— Насколько здесь можно говорить о созерцании или мышлении, следует сказать, что считается небезразличным, созерцаем ли мы, или мыслим ли мы нечто или ничто. Следовательно, выражение «созерцать или мыслить ничто» что-то означает. Мы проводим различие между нечто и ничто; таким образом, ничто есть (существует) в нашем созерцании или мышлении; или, вернее, оно само пустое созерцание и мышление; и оно есть то же пустое созерцание или мышление, что и чистое бытие.
— Ничто есть, стало быть, то же определение или, вернее, то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие.
На свежий взгляд Ничто – дичь какая-то. Положим, пустое бытие как-то переварили. Пусть смирились даже с тем, что совпадает с таким же загадочным ничто. Но вот зачем оно вообще, коли по Оккаме – напрочь излишнее ?

Впрочем, если вчитаться, то выплывает ещё более загадочная вещь: отличие текстов описаний Бытия и Ничто. – Зачем бы то? Нет, чтобы просто: ничто то же, что и бытие, но противоположно. И баста! – Верю, ибо абсурдно (1).
Вместо этого Гегель как бы упорно уговаривает: они – одно и то же, хоть и по-разному написано. И при этом, используя богатство родного языка (2,4), создаёт такое ощущение: одно и то же, да не совсем (3).
Готовя таким чином восприятие раздела С.Становление (п.4.3) , где С = Б – Н (5) .

Станвление - Базовый раздел для усвоения всего его учения. Но это – предмет особого и большого разговора.
А пока отметим, что разделы А. Бытие и Б.Ничто – никакие не тезисы (а скорее беллетристика), и, стало быть, не пара тезис-антитезис.
То есть, тут не антиномия, а единство !
Абсурдное как сказал бы, наверное, Фейнман.

---------------------

1. Например, как А = не А некоторых поверхностных "диалектиков".

2.
Цитата:
Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке… Если язык богат логическими выражениями, и притом специальными и отвлеченными, для [обозначения] самих определений мысли, то это его преимущество… Немецкий язык обладает в этом отношении большими преимуществами (4) перед другими современными языками; к тому же многие из его слов имеют еще ту особенность, что обладают не только различными, но и противоположными значениями, так что нельзя не усмотреть в этом спекулятивный дух этого языка: мышление может только радовать, когда оно неожиданно сталкивается с такого рода словами и обнаруживает, что соединение противоположностей — результат спекуляции, который для рассудка представляет собой бессмыслицу, — наивно выражено уже лексически в виде одного слова, имеющего противоположные значения. Поэтому философия вообще не нуждается в особой терминологии…
3. Более того : абсолютно различны (4.3).

4. Русский в этом смысле – ещё круче.

5. Так как, хотя рассудочно Б = Н, но диалектически Б ≠ Н. Антиномия, брат.
__________________
Опасайся мечтов - сбываются, заразы.
cherry вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Синус, Фурье, Гегель. cherry Наука и образование 13 12.12.2018 19:42
Гегель и Социализм. Кузьма Гуляйпольский Планируем новый российский социализм 5 22.01.2016 18:32
Давайте будем предельно правдивыми и откровенными В.Правдин Обсуждение форума 4 20.11.2011 01:57
Гегель и его "Наука логика". Иноземцев Наука и образование 11 14.11.2009 11:34
"Русский закон должен быть прост, как правда" К 60-летию В.С.Никитина Admin Обсуждение статей из красного интернета 0 05.04.2008 11:02


Текущее время: 20:16. Часовой пояс GMT +3.

Яндекс.Метрика
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
2006-2023 © KPRF.ORG